Шевченко Светлана
Выступление на педсовете «Развитие логики и мышления у старших дошкольников по средствам математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1
Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, от него зависит успешность обучения в школе.
Есть дети, которым с трудом дается математика в школе – это следствие, а причина в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Публикация «Выступление на педсовете „Развитие логики и мышления у старших дошкольников по средствам математических игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Сл. 2 Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения.
Сл. 3
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Для развития логического мышления необходимо :
1. Развивать у старших дошкольников логические приемы такие как (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур. В таких видах деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
В дошкольном возрасте с целью развития логического мышления у детей используют различные средства и игры :
1. Виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др.
2. Какая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
3. Какое число надо поставить в пустую клетку?
4. Игры – головоломки.
5. Игры со счетными палочками.
6. Стихотворные тексты на развитие операций, обобщения классификаций и конкретизации.
7. Найди отличия.
8. Клумбовое яйцо.
9. Танграм.
10. Логические блоки Дьениша.
• Сл. 4 Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геом. фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, круга и т. д.
• Сл. 5,6 Игры-головоломки, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо». Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой – необходимый и начальный этап освоения игры. Работа начинается с показа образцов (с указанием частей и без них, но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют свои фигуры. В ходе приобщения детей к таким играм, необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности детей.
• Сл. 7 Особенно детям нравятся задания на поиск недостающих фигур («Какой из шести»). Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить на пустое место. Цель этой игры: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали выбирать недостающую из 6 предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения. Эта игра дает возможность готовить детей к общению с компьютером.
• Сл. 8 «Какое число поставить в пустую клетку» Цель: название соседних чисел на 1 больше и на 1 меньше.
• Сл. 9 «Блоки Дьениша» - основная цель использования дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на рабиение по свойствам таких как: форма, цвет, размер, толщина. Игра «Найди все фигуры, как эта по цвету» (по размеру, форме); «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету» и т. д.
• «Палочки Кюизенера» - благодаря палочкам у ребенка развивается логическое мышление. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина) ребенок получая играя в палочки. «Выбери по одной палочки цвета - получится десять палочек разного цвета. «Разложим палочки по длине – от самой короткой до самой длиной. «Придумай рисунок, в котором бы использовались палочки 3 - х цветов.
• Сл. 10 «Что умеют счетные палочки» - ребята могут построить простые геометрические фигуры; выложить цифры; преобразовывать фигуры.
• Сл. 11 Решение примеров в игре; закрепление состава числа.
• Сл. 12 «Лабиринт» - развития внимания, логики и мышления.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-то хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Вывод:
В результате проведенной работы с использованием логико-математических игр, у детей старшего дошкольного возраста :
повысился уровень знаний по развитию элементарных математических представлений;
сформировалось умение логически оперировать математическими понятиями;
появился интерес к решению познавательных, творческих задач;
сформировалось умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.