Екатерина Валерьевна Елкина
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с казачеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: Знакомить детей с казаками и бытом казаков.
Развивающие: Обогащать познавательные знания детей (обобщение понятий «предметы обихода» : самовар, печь, чугунок, их свойствами и назначением). Развивать активный словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, воспитывать интерес к родным традициям.
Словарная работа: самовар, печь, чугунок, коромысло.
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Знакомство с казачеством“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: самовар, коромысло, иллюстрации, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковая колонка, флешка с записями казачьих песен.
Предварительная работа: чтение потешек, разыгрывание их, знакомство с предметами старины: ухват, самовар, коромысло, лапти; чтение русских народных сказок.
Ход занятия : Дети заходят в группу, их встречает воспитатель, который одет в казачий костюм.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы узнали меня?
Дети: Да!
Воспитатель: А сегодня я пришла не просто так, а в красивом казачьем костюме. А хочу я вам рассказать о казаках и о том, как они жили, об их быте!
Воспитатель: А кто же такие казаки?
(ответы детей)
Воспитатель: Людей, живущих в старину на Дону называли казаками. Это были защитники своих земель: люди смелые, сильные, ловкие. Воевал казак на коне.
Воспитатель: Дети, а кто знает, какое оружие было у казака?
( ответы детей: сабля, ружьё)
Воспитатель: У каждой казачьей семьи было подворье, которое огораживалось забором или плетнём. Семьи у казаков были большие. Казак был главный в казачьей семье. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады, виноградники, растил скот. Но самое главное - казаки охраняли границу от врагов. (показ иллюстрации).
- Жена казака занималась дома по хозяйству: с утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать одежду.
Воспитатель: Казаки не только воевали и трудились, но и умели отдыхать и устраивать игрища. Давайте и мы с вами отдохнём.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (ходьба)
Кто за казаком идёт,
В поводу, в поводу,
То коня казак ведёт,
Под узду, под узду. (на носочках)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком (скачут)
Будем мы с моим конём на границе стоять,
Нашу землю от врагов охранять, охранять
(рука приставлена ко лбу, повороты влево, вправо)
Воспитатель: Казачьи избы или курени строились из самана, накрывались соломой или камышом; пользовались казаки посудой изготовленной из глины, готовили пищу на печи.
(Воспитатель показывает детям клубочек)
Воспитатель: Ребята, что это у меня такое?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Клубочек этот не простой, а волшебный. Он покажет вам много интересного. Давайте посмотрим, куда он нас приведет!
(Дети вместе с воспитателем идут к макету казачьей хаты)
Воспитатель: Куда привёл нас клубочек?
Дети: К избе казаков.
Воспитатель: Дети рассмотрите внимательно макет избы казаков.
(Дети осматривают обстановку в курене)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку, этот предмет есть в нашей избе, послушайте внимательно:
1 загадка.
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит
Всем чай пить велит (самовар)
Дети: самовар.
Воспитатель: Правильно, это самовар. Вот он толстячок. Расскажите про него, что вы знаете.
Дети: В самоваре греют воду, чтобы пить чай.
Воспитатель: Ребята, а какой самовар? (рассматривание самовара)
Воспитатель: А эта загадка сложнее, внимательно её слушайте и попробуйте отгадать.
2 загадка.
Три братца
Пошли на речку купаться.
Два купаются, а третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.
Что это? (вёдра с коромыслом)
Дети: Ведра с коромыслом.
Воспитатель: А для чего нужно было коромысло?
Дети: Носить воду.
Воспитатель: Раньше воду носили из рек и колодца, крана не было. Чтобы было легче нести воду в ведрах, и придумали для этого коромысло.
Давайте, дети попробуем, тяжело ли было носить воду на коромысле
(дети пробуют).
Воспитатель:
- А сейчас нам нужно коромысло?
Дети: Нет, сейчас не нужно, вода течёт из крана.
Воспитатель:
-А этот предмет в нашей избе самый большой и нужный.
Послушайте внимательно ещё одну загадку:
3 загадка.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. Что это? (печь)
Воспитатель:
-Дети, расскажите, что вы знаете про печь?
Дети:
- Печь разжигали дровами, чтобы было тепло и для того, чтобы готовить на печи еду.
Воспитатель:
-Дети, вы знаете, в чём казаки готовили еду
Послушайте дети ещё одну загадку
4 загадка.
Мишка Попов
Сел на коня,
Поехал в огонь,
Ржёт и хохочет,
Выскочить хочет. (чугунок)
Воспитатель:
- Казаки готовили еду в чугунах, еда получалась всегда очень вкусная! (показывает детям чугун)
Воспитатель:
-Вот так жили в старину.
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что казаки очень много трудились. В праздники, да и просто вечерами после работы казаки любили слушать и петь песни про свою родную сторонушку, про друга своего лучшего - коня. Давайте и мы с вами послушаем казачью песню, а потом и станцуем! (звучит казачья песня).
Подводим итог занятия.
Воспитатель:
- Дети, скажите, кто же такие казаки?
-Дети, скажите, кто же такие казачки?
- Чем они занимались?
- Где казаки жили?
- Чем носили воду?
-В чём варили еду?
-На чём варили еду?
Воспитатель: Дети, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Вы сегодня были умницами, хорошо отвечали на вопросы. И я хочу подарить вам на память о нашем путешествии небольшие раскраски с предметами казачьей утвари.
До новых встреч!