Головнева Валентина
Конспект внеурочного занятия «Мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Звучит песня о Хабаровском крае Слова А. Заева, Муз. О. Тарановой)
Эпиграф:
«Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём»
Ведущий:
- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас на нашем занятии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успеха!
Что значит Родина? Не знаю.
Наверно, это мать моя.
Наверно, это треск кузнечика.
Наверно, песенка ручья.
А может, это счастье полное.
Что здесь живу, Что здесь друзья,
Публикация «Конспект внеурочного занятия „Мой край“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение в школе
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мой дом и школа, моя улица!
Без них я словно и не я.
Что значит Родина? Я знаю!
Любовь к тому, что окружает!
- У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к родному краю. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной - мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является наш родной край
- А как называется наш край? ( Ответы детей: Хабаровский)
- А кто из вас объяснит, почему наш край так называется?
( Ответы детей: В честь Ерофея Павловича Хабарова, потому что он первый составил чертёж реки Амур и рассказал о природе нашего края)
- А как вы думаете, есть ли возраст у края, в котором вы живёте? (Ответы детей).
А кто знает, сколько ему лет? (Дети называют варианты)
- какая же цель нашего занятия? Что вы хотите узнать?
(учащиеся говорят свои версии, чего они ждут от занятия)
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по Буреинскому заповеднику - жемчужине дальневосточной природы Хабаровского края.
- Для этого разобьё мся на группы: выберите карточку любого цвета. (На столах карточки 4 цветов).
- Подойдите те, у кого карточка розового цвета, вы «ПОЭТЫ». Это люди, создающие произведения в стихах. Займите рабочее место.
(Учитель ставит на стол карточку с названием «ПОЭТЫ», дети рассаживаются).
- Встаньте со своих мест и пройдите ко мне те, у кого карточка красного цвета. Вы ЭКОЛОГИ. Это люди, которые отслеживают, какие животные в наших лесах обитают. Займете место за этим рабочим столом.
(Учитель ставит на стол карточку с названием «ЭКОЛОГИ», дети рассаживаются).
- Подойдите те, у кого карточка зелёного цвета, вы «АКАДЕМИКИ». Это люди, которые хорошо знают растения нашего края. Займите рабочее место.
(Учитель ставит на стол карточку с названием «АКАДЕМИКИ», дети рассаживаются).
- Подойдите те, у кого карточка оранжевого цвета, вы «Художники». Это люди, которые рисуют картины о родном крае. Займите рабочее место.
(Учитель ставит на стол карточку с названием «Художники», дети рассаживаются). (2-3 мин)
2. Проведение инструктажа. Работа в группах (6-7 мин)
- Вспомните правила работы в группах: мы умеем слушать друг друга, уважаем чужое мнение, работаем дружно.
Давайте выберем в каждой группе ответственного.
- Ваша задача:
Вскрыть конверты с заданием, распределить это задание между участниками вашей группы, дружно выполнить задание и дать ответ. На работу отводится 5 минут:
1) прочитать задание;
2) из полученных материалов выполнить работу по своему заданию;
3) составить рассказ о своей выполненной работе.
3. Отчеты о работе каждой группы (9 мин)
Первыми выходят «Поэты». Задание «Поэтов» : из представленных стихотворений выбрать стихи поэтов Хабаровского края и приготовиться к выразительному чтению. (Выступления учащихся)
- Поэты Хабаровского края: Петр Степанович Комаров и Е. Аркадина-Ковалева. Вот так они описывают наш край :
Первый ученик
(Петр Степанович Комаров)
Край далекий – с лесами да сопками,
Споздней жалобой птиц – это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля:
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечной покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
***
Читает второй ученик
Е. Аркадина-Ковалева
Говорят «край земли»,говорят – «край таежный»,
Здесь хозяин тайги тигр амурский живет, -
Без туманов, тайги жить, конечно же, можно,
Только здесь «на краю», солнце раньше встает.
- Спасибо, ребята за замечательные стихотворения, прекрасные поэты… Трудно было?
- Да, нам пришлось много читать, но было очень интересно.
-Вы справились с заданием. Молодцы!
Приглашаю «Экологов». Какие животные и птицы обитают в наших лесах? Посмотрим, как они справились со своим заданием!
(Выходят группа экологов, развешивают на доску картинки животных и птиц Хабаровского края, рассказывают о каждом: гималайский медведь, амурский тигр, утка мандаринка, дальневосточный аист)
Что же мы должны делать, чтобы животным было хорошо с нами рядом?
Соблюдать чистоту воды, воздуха и почвы, правильно размещать заводы и фабрики с обязательными очистными сооружениями;
Украшать дворы и улицы зелеными насаждениями;
Заботиться о красоте зданий, детских и спортивных площадок и т. д.
4. Физкультминутка (2 мин) под музыку «Просторы родного края»
Край широкий Хабаровский (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)
Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)
Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)
И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут (изображают разных животных)
И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Хабаровск, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
А теперь группа «Академики»! У вас было задание: определить, какие виды деревьев и растений украшают наш край?
(Выходят учащиеся, вывешивают выбранные ими картинки: даурская лиственница, элеутерококк, ильм, маньчжурский орех. О каждом краткий рассказ по карточке)
Ребята вам понравилось выступление Академиков, интересно было?
А завершает наше путешествие группа «Художников». Ребята получили шаблоны животных, насекомых и растений, природный материал, краски, карандаши, клей, с помощью которых нужно было создать картину любимого края. Посмотрим, каким они видят наш край.
Выходят ребята с плакатом, на котором изображен летний луг с животными, растениями, бабочками. Рассказывают, как они создавали свою картину.
- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Как много мы сегодня узнали о нашем родном Хабаровском крае:
- чье стихотворение вам больше запомнилось?
- какое животное, вы считаете, самое интересное?
- какие деревья и растения вы встретите на прогулке?
- как мы должны относиться к природе?
Дорогие ребята! Вы все молодцы и отлично справились с заданиями. Вы много знаете о природе и понимаете, как важно бережно относиться к ней.
– Наше путешествие заканчивается под девизом:
«Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!»
На столах силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:
Зеленый – если любишь природу и тебе понравилось занятие.
Красный – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Жёлтый – ты к природе относишься бережно и хотел бы продолжения занятия.
В завершение
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
-Спасибо!
Приводим свои рабочие места в порядок.