Елена Гунькина
Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы «Прощай, Зима, Весне дорогу» с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена
Тема занятия: Масленица «Прощай Зима, Весне дорогу»
Форма: Классный час
Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
Воспитательные: Прививать интерес к русской народной культуре.
Образовательные: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Публикация «Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы „Прощай, Зима, Весне дорогу“ с презентацией» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Зима
- Зимняя дорога. Безопасность на зимней дороге
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных и творческих способностей.
Формирование УУД: (действия)
Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию о празднике
Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать друг друга.
Регулятивные УУД: Определяем цель и тему занятия.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1. Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».
2. Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности
Регулятивные УУД:
1. Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.
2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
1. Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.
2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.
Оборудование: презентация, конспект, фломастеры, альбомные листы
I.Организация
1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
II. Сообщение темы.
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.
(Масленица)
-Ребята, как вы думаете какая у нас будет тема классного часа.
-Правильно,Масленица.
III. Содержание.
Масленица — это старинный славянский праздник проводов зимы. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту.
Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней.
Все пировали и предавались удовольствиям. А главным угощением были блины и оладьи. На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу. Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех.
К любимым народным потехам относились и так называемые игрища, или кулачные бои — прекрасный способ погреться и размяться на морозе. Зрители и болельщики так неистовствовали, что иногда даже сами лезли в бой. А вечерами на улицах разжигались костры, празднество продолжалось, и в небе вспыхивали огни фейерверка. Завершались праздничные дни проводами Масленицы. Делали соломенное чучело Масленицы, сажали его в сани и с музыкой и песнями возили по всему городу, а затем чучело сжигали, прощаясь с зимой и приветствуя приход долгожданной весны.
Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай,
Всем блиночков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!
- Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице:
Почему праздник называется Масленица?
Происхождения названия Масленица праздник получил из-за того, что именно в эту последнюю неделю разрешалось употреблять сливочное масло, молоко и молочные продукты
Почему именно блин символ Масленицы?
Блинчики символизировали солнечный диск и наполняли человека теплом и придавали силы
Ритуалы масленичной недели.
1 день: Понедельник – встреча
Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.
2 день: вторник – заигрыш
Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.
3 день: среда – лакомка
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей, калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
- А теперь, ребята, сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Солнышко».
(Потребуется 2 листа бумаги, фломастеры или карандаши)
Каждая команда становится напротив своего листа. Участники поочередно подбегают к своему листу и рисуют солнце и лучики. Выигрывает команда, которая быстрее всего нарисует солнышко и столько лучиков, сколько ребят в команде.
4 день: четверг – разгуляй
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
5 день: пятница – тёщины вечери
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
6 день: суббота – золовкины посиделки
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
7 день: воскресенье – прощённое воскресенье
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших родственников. Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.
Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!
- Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы внимательно слушали, а теперь давайте попробуем отгадать загадки о Масленице:
1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)
4. Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна. (Чучело)
5. Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
А это значит, что.
— Зима, уходить тебе пора.
Что приходит к нам она,
Долгожданная. (Весна)
6. Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем. (Масленица)
- Молодцы ребята!
С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.
- А теперь, ребята, сейчас мы с вами поиграем.
Конкурс стихов.
Каждая команда должна придумать стишок, в котором будут употребляться слова: блин, масленица, солнце. Зима, весна.
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Игра «Угадай, меня!»
Для участия в игре нужно 6 человек. Один человек будет водить, его задача с закрытыми глазами угадать кто перед ним стоит. Остальные становятся в линию. Тот кто водит делает несколько оборотов вокруг себя в это время остальные участники меняются местами.
IV. Итог
1. Оценка деятельности детей
2. Подведение итогов (содержательный аспект)
- Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час? Что нового узнали сегодня о Масленице?
- Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике.