Людмила Безденежная
Конспект внеклассного логопедического занятия во 2 классе квест-игра «Словесный лабиринт»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ СОШ № 62 г. Краснодар
Конспект внеклассного логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза в форме
квест – игры во 2 классе школы № 62 г. Краснодар
Учитель-логопед:
Безденежная Людмила Юрьевна
Тема: «Словесный лабиринт».
Цель:Закрепление и обобщение навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект внеклассного логопедического занятия во 2 классе квест-игра „Словесный лабиринт“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты для школьников
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Словесные игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Формирование навыка звукобуквенного анализа слов;
- Формирование слогового анализа и синтеза слов;
- Совершенствование графо-моторных навыков;
Коррекционные:
- Расширять словарный запас учащихся;
- Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мышление, внимание и память;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Формирование правильной координации движений, пространственного зрительного и кинестетического восприятия
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала;
- Воспитывать настойчивость, целеустремленность;
- Воспитывать взаимовыручку, эмпатию.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, презентация квест-игры
Дидактическое обеспечение:
Пособия-мельницы для дыхательной гимнастики, зеркала для артикуляционной гимнастики, массажные мячики су-джок, таблицы, записки в конвертах, сейф, ключ, замок,тетради в линию, карточки с правильно и неправильно напечатанными буквами, картинки для составления звуковой схемы слов, цветные карандаши (синий, зеленый, красный, сладкие призы.
Использованная литература:
1. Абрамова Н. А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы», Воронеж: Учитель, 2009. – 79 с.
2. Мазанова Е. В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», конспекты занятий для логопедов, М. :Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128 с.
План мероприятия
1. Организационный момент. Речевая разминка.
Основная часть. Выполнение коррекционных логопедических разминок.
2. Кинезиологические упражнения. Дыхательная гимнастика: упражнение «Подуй на мельницу», «Самолеты на взлетной полосе».
3. Выполнение артикуляционной гимнастики.
4. Упражнения с массажными мячиками.
5. Актуализация знаний, внимания, мышления
6. Расширение словарного запаса. Развитие внимания.
7. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов.
8. Развитие графомоторных навыков.
9. Формирование слогового анализа и синтеза слов.
10. Игра «Составь слово».
11. Развитие фонематического слуха. Игровое задание «Раскрась звуковую схему слова».
12. Итог мероприятия. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Речевая разминка.
Дети заходят в кабинет
Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на квест-игре «Словесный лабиринт!» Квест мы начинаем, соревнование предлагаем!
Представляю наши команды!
Команда «Март»! Команда «Апрель»! Команда «Май»!
Команды представьтесь по очереди, начнем с команды март:
Команда «Март»(читает девиз)
Месяц март пришел веселый,
Ему рада детвора,
За дверями нашей школы
Начинается игра!
Команда «Апрель»(читает девиз)
На дворе стоит апрель
За окном звенит капель
Снежный котик у ворот
Ручейками воду льет
Распускаются цветы небывалой красоты!
Команда «Май» (читает девиз)
Всё поёт, играет, пляшет,
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше,
Руки к солнцу поднимай!
II. Основная часть.
(Выполнение коррекционных логопедических разминок).
Логопед: Внимание, команды! Для того, чтобы отправиться на поиски клада, вам нужно выполнить разминку! Итак, все внимание на меня, под музыку начинаем гимнастику! Четко повторяем за мной движения! И раз, два, три, четыре… Раз, два, три, четыре! Весело и задорно, с улыбкой на лице!
1. Кинезиологическая гимнастика.
Упражнения: «Прыжки на левой, на правой ноге», «Слон», «Левый локоть, правое колено и наоборот», «Зеркало», «Ухо, нос», «Думающая шляпа», «Лезгинка», «Кулак, ребро, ладонь».
После гимнастики, учащиеся усаживаются за парты, на которых представлен материал для разминки и начинают выполнять под руководством логопеда.
2. Выполнение дыхательной гимнастики.
Упражнение № 1 «Подуй на мельницу»
(Учащиеся берут пособия- мельницы с пластмассовым кружком внутри, делают короткий вдох и длинный выдох так, чтобы кружок раскрутился).
Упражнение № 2 «Самолеты на взлетной полосе»
(выполняется с помощью пособия из бумаги и картона, глубокий вдох и длительный длинный выдох для того, чтобы самолетики взлетели).
3. Выполнение артикуляционной гимнастики
(Учащиеся берут индивидуальные зеркала и выполняют разминку).
упражнение «Дудочка» чередуется с упражнением «Заборчик»
упражнение «Улыбка»
упражнение «Почистим зубы»
упражнение «Лопатка»
упражнение «Чашечка»
упражнение «Лошадка»
упражнение «Гриб на ножке»
4. Упражнения с массажными резиновыми мячиками.
Дети ритмично сжимают мячики в кистях рук, при этом, сильно надавливают пальчиками, перекладывают из одной руки в другую.
Вместе с логопедом четко проговаривают стишок.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
5. Актуализация знаний. Развития мышления, внимания.
Логопед: А теперь послушайте правила игры «Квест». Вам необходимо найти и прочитать три записки. Которые приведут к кладу. За выполненные правильно задания командиры получают жетон, на котором указан номер кода, с помощью которого мы откроем наш замочек и получим клад! Но для этого. Капитаны команд будут вскрывать конверты с заданиями и озвучивать остальным!
(Учащиеся внимательно выслушивают правила игры, выбирают капитана, который будет вскрывать и читать конверты с записками).
Ученики получают первое задание.
1. Работа с картой.
Логопед: (Обращает внимание на экран). На экране представлен план логопедического кабинета, красным флажком отмечена записка. Ваша задача, определить, где находится записка, даю вам время посовещаться.
Учащиеся рассматривают план кабинета, совещаются, определяют, где находится записка №1 и поручают капитану команды достать ее из указанного на карте места.
Логопед: Посовещались? Чья команда определила место нахождения записки?
(Капитан читает записку, дети узнают, что следующую записку найдут после выполнения заданий 1 уровня). Задания указаны на слайдах.
6. Расширение словарного запаса. Развитие внимания.
Задания 1 уровня.
Логопед: Командир команды, которая первая обнаружила записку читает задание!
При выполнении задания 1, учащиеся из первых букв названий картинок составляют слова и выполняют это задание в тетрадях. Чья команда справилась быстрее, пднимает зеленый кружок готовности. В ходе проверки учащиеся исправляют ошибки.
Выполнение задания 2. Найти среди ряда букв, спрятавшиеся слова и выписать их в тетрадь. Учащиеся выполняют и сигнализируют о выполнении или затруднении.
Логопед: проверяет правильность выполнения задания и раздает жетоны.
Задания 2 уровня
Логопед просит учащихся прочитать на экране задание 2.
Учащиеся рассматривают план кабинета, совещаются, определяют местонахождение записки. Капитан команды читает записку.
7. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов.
Логопед: Необходимо выполнить задание второго уровня.
Логопед и учащиеся проверяют правильность выполнения задания и учащиеся получают жетоны.
На следующем слайде открывается карта- план логопедического кабинета с красным конвертом- запиской № 2. Учитель дает задание определить по карте местонахождение записки № 2, организует учащихся на совместную деятельность.
8. Развитие графомоторных навыков
Учащиеся читают задания второго уровня. Составить из букв слова. Выполняют задание в тетрадях и сигнализируют о выполнении или затруднении. После проверки заданий получают жетоны за правильное выполнение.
После проверки выполненных заданий второго уровня логопед раздает жетоны.
9. Формирование звукового анализа и синтеза слов.
Логопед: Молодцы, ребята! Давайте рассмотрим следующую карту и определяем местонахождение записки № 3! Капитан открывает конверт и читает о том, что нужно выполнить задания 3 уровня, чтобы узнать, где находится клад.
Задание1. Вставить гласные буквы и разгадать кроссворды. Получившиеся слова учащимся следует написать в тетради и сигнализировать о выполнении задания.
После проверки задания получают жетоны.
Задание 2. Составить из слогов слова. Полученные слова записать в тетради. После проверки задания получают жетоны.
10. Формирование слогового анализа и синтеза слов. Игра «Составь слово».
Логопед: Молодцы ребята! Но это еще не все задания на пути к нашему кладу. (Логопед раздает карточки)
Логопед: Зачеркните неправильно написанные буквы и заполните клеточки правильно написанными - отгадайте слова! Будьте, внимательны!
Слова для команд:
1 команда (слова: пион, гвоздика, ландыш, роза).
2 команда (слова: ворона, аист, ласточка, филин).
3 команда (слова: жук, пчела, муха, бабочка).
11. Развитие фонематического слуха. Игровое задание «Раскрась звуковую схему слова».
Логопед: И завершающее задание, после которого нам будет известна последняя цифра кода, чтобы открыть наш замок и получить клад! Готовы!
1 команда составляет звуковую схему слова «сумка».
2 команда – слова «лист».
3 команда – слова «мишка».
III. Итог мероприятия.
1. Сюрпризный момент
На экране открывается карта-план кабинета с указанием местонахождения клада. Учитель предлагает определить местонахождение клада, той команде, котрая за время игры собрала большое количество жетонов. Из всех полученных жетонов, на которых указаны цифры кода, расшифровывают код замка и открывают клад.
2. Рефлексия
Логопед: Ну вот мы и узнали местонахождения клада. А так же разгадали его цифровой код, нам это удалось! Сейчас команда, Которая заработала больше всего фишек, откроет наш замок. Какой конкурс показался вам самым интересным и почему? А какой самый трудный? Спасибо нашим командам! (Раздать детям сладкие призы)
Самоанализ внеклассного логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза в форме
квест – игры во 2 классе на тему: «Словесный лабиринт».
Логопедическое мероприятие проводилось в форме квест – игры на тему: «Словесный лабиринт». В ходе которого решались следующие цели и задачи:
Цель:Закрепление и обобщение навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование навыка звукобуквенного анализа слов;
- Формирование слогового анализа и синтеза слов;
- Совершенствование графо-моторных навыков;
Коррекционные:
- Расширять словарный запас учащихся;
- Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мышление, внимание и память;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Формирование правильной координации движений, пространственного зрительного и кинестетического восприятия
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала;
- Воспитывать настойчивость, целеустремленность;
- Воспитывать взаимовыручку, эмпатию.
Методы и приемы. Основной метод – игровой. Наглядные методы (презентация, интерактивные изображения, словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, художественное слово, практический (выполнение детьми игровых манипуляций, метод контроля и стимулирования).
Реализация федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и знаний по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое.
Для проведения квест - игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда преград и трудностей.
Мотивационный этап. Мотивация проходила через поставленную проблему: соревнования команд, которые отправились на поиски клада.
Содержательный этап. Дети выполняли игровые задания в нахождении, отгадывании, проявляли познавательную активность, эмоционально реагируя на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.
Предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.
Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Учавствовали три команды по три человека. Вариант игры представлен в получении карты путеводителя, где указывалось место нахождения трех записок в конвертах. Учащиеся внимательно выслушивали правила игры, выбирали капитана, который вскрывал и читал конверты с записками. В каждой записке были задания трех уровней, в ходе отгаданных заданий, команда набравшая наибольшее количество жетонов, разгадывает номер кода, с помощью которого ребята открывают замок и получают клад.
Задания были направлены на развитие звукобуквенного анализа слов, формирование слогового анализа и синтеза слов, обогащение словарного запаса, развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти. А так же на совершенствование графо-моторных навыков.
В квест - игре имели место самые разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийная презентация). Представлен был кроссворд на интерактивной доске, загадки которого ребята отгадывали с большим желанием и интересом, достигая конечного результата в получении ключевого слова, были такие игры: «Составь слово», «Раскрась звуковую схему слова», «Преврати картинку в слово», «Работа с картой».
Была проведена предварительная работа. Ребята заранее выучили стихотворения о весенних месяцах. На первых минутах занятия красиво и четко рассказали стихотворения, представили девизы своих команд.
Анализируя, проведенную игру все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение. Логичность построения позволила провести игру, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.
Взаимоотношения детей с логопедом на протяжении всего занятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей.
Разработанная схема игры-квест современна, актуальна, определяется последовательностью действий, их правильностью выполнения, умением быстро реагировать и проявлять сообразительность, такие моменты выполнены. В целом, цель и поставленные задачи были достигнуты.
учитель-логопед: Безденежная Людмила Юрьевна