Поленова Надежда
Конспект внеклассного занятия «Без труда не проживешь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного занятия.
Тема занятия : "Без труда не проживешь".
Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.
Цель: Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях.
Задачи:
1. Образовательные:
Обобщить знания обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда, о профессиях. Формировать понимание того, что знания, полученные на уроках, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков.
Публикация «Конспект внеклассного занятия „Без труда не проживешь“» размещена в разделах
2. Развивающие: Развивать память, мышление, смекалку, находчивость, творческие способности, интерес к рабочим профессиям.
3. Воспитывающие: Способствовать утверждению положительных личностных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, бережливости, ответственности, уважения к людям труда, результатам труда.
4. Коррекционные: Корригировать эмоционально – волевую сферу воспитанников, навыки коммуникативного общения, расширять кругозор. Способствовать социализации учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, информационные носители.
Слайд 1 и 2.
Ход занятия : Слайд 3.
«Без труда не проживешь».
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землёй-
Рудокоп пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не появиться руда.
Экскаватор зашагал-
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поля вода.
В корпусах станки стучат-
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживёшь».
Слайд 4.
1. Проблемная ситуация «Два плуга».
Воспитатель.
Тема нашего занятия «Без труда не проживёшь». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа с элементами сказки Константина Дмитриевича Ушинского «Два плуга». Послушайте, пожалуйста.
«Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один плуг попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось так, что через какое-то время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, когда он только вышел из мастерской. Плуг, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая».
Слайд 5.
2. Интерактивная беседа. - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
(Потому, что он трудился).
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной).
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевал Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и лентяя).
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои лучшие качества.
-Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
А болезнь эта называется лень.
Слайд 6. Воспитатель: Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Что такое труд? В толковом словаре С. И. Ожегова находим такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». «Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, которое проявляется в стремлении к труду». «Трудолюбивый - человек любящий труд». Труд – это источник жизни, радости, удовольствия. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
4. Что значит жизнь человека без работы, без труда?
«Подумайте, что было бы».
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофё р:
- Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы не учёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда :
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте, на своём. Л. Куклин.
Воспитатель:
-Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься?
Труд занимает важнейшее место в жизни человека. Ведь он не только даёт нам возможность заработать деньги. Он учит нас творчеству, упорству, ответственности. Работая, мы преодолеваем трудности, становимся сильнее и мудрее.
5. Слайд 7.
«Труд».
Труд – наш самый верный друг,
Он и кормит всех вокруг.
Счастье он приносит нам,
Дарит славу по делам.
Надо помнить с малых лет –
Без труда и жизни нет.
И хранить в душе всегда
Запах, вкус и цвет труда.
Кем ни станешь ты потом,
Но дружи всегда с трудом.
Слайд 8. Воспитатель: Каким бывает труд? А труд бывает (классификация видов труда) :
1. Простой и сложный труд. 2. Репродуктивный и творческий труд. 3. Функциональный и профессиональный труд.
4. Умственный и физический труд.
5. Наемный труд и самонаём. 6. Индивидуальный и коллективный труд. 7. Ручной труд. 8. Механизированный труд. 9. Машинный труд. 10. Автоматизированный труд.
- Какой трудовой деятельностью занимаетесь вы в школе?
( Ответы детей: убираем территорию двора, дежурим в классе и спальне, ухаживаем за комнатными растениями). - Какой ваш самый главный труд сейчас? (Учёба).
- А учеба это умственный или физический труд? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Слайд 9. Воспитатель: Пословица в мире известна одна, Что рыбку в пруду не поймать без труда. Умение, знание надо копить, На свете без них невозможно прожить.
Слайд 10.
-Чтобы хорошо трудиться, надо стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться.
И для вас сейчас учёба – это ваш главный труд. На уроках вы получаете знания, которые вам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию.
Давайте вспомним, что означает слово профессия? Слайд 11.
Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.
«Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений».
- Скажите, пожалуйста, основам каких профессий обучаетесь вы на уроках труда в школе? (Швеи).
Слайд 12
Швея - древнейшие профессии, но до настоящего времени они имеют большое значение в нашей жизни и требуют хороших знаний и умений. Профессией швеи можно овладеть только при наличии математических знаний и хорошего эстетического вкуса. Без этих профессий невозможна жизнь на земле.
«Стих о профессии швеи».
Вот иголка в пляс пустилась,
Следом нитка закружилась,
Как стройна игла стальная.
Нитка шепчет, замирая:
«Мне с тобой сравниться? Где там!
Ты с иголочки одета!»
Смотрит искоса иголка
И поводит ножкой колко:
Вправо, вниз – отлично, браво!
Влево, вверх и снова вправо…
До чего же пляшет прытко!
А за ней вприпрыжку нитка.
Целый час их танец длился.
Вот и фартук получился!
Воспитатель: На свете множество разнообразных профессий. Но я вас хочу познакомить с некоторыми профессиями: - Штукатур-маляр (Слайд 13); - Повар (Слайд 14); - Визажист (Слайд 15); - Оператор машинного доения (Слайд 16); - Продавец (Слайд 17,
Слайд 18.
6. Вопросы для активизации знаний.
Викторина.
1. Врач, учитель, строитель – это….(профессии).
2. Кто обучает школьников основам разных наук? (учитель).
3. Кто главный человек в лесу? (лесник).
4. Кто пишет книги? (писатель).
5. Кто шьёт одежду для детей и взрослых? (портной, швея).
6. Кто главный на корабле? (капитан).
7. Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? (ветеринар).
8. Кто строит дома? (строитель).
9. Что за дом без мебели? А кто её делает? (столяр).
10. Кто вступает в бой с огнём? (пожарный).
11. Кто поможет найти нужную книгу (библиотекарь).
12. Кто лечит людей? (врач).
13. Кто вкусно кормит нас? (повар).
14. Кто создаёт тепло в школе, домах? (кочегар).
Слайд 19. Пословицы о труде.
Слайды 21, 22, 23. «Загадки о труде»
Воспитатель:
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде и профессиях? Сейчас мы это проверим.
7. Собери пословицу и отгадай, о какой профессии в ней идёт речь.
1. Семь раз отмерь – один раз отрежь (швея).
2. Куй железо пока горячо (кузнец).
3. Не бравшись за топор, избы не срубишь (плотник).
4. Лес рубят – щепки летят (лесоруб).
5. Корова черна да молоко у неё белое (доярка).
6. Не игла шьёт, а руки (швея).
7. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак).
9. Что посеешь, то и пожнёшь (хлебороб).
10. Цыплят по осени считают (птичница).
11. Кто пахать не лениться, у того и хлеб родиться (пахарь).
Слайд 20. Игра «Продолжи пословицы»
- А теперь давайте отгадаем загадки.
Слайд 21- 24. Загадки о труде и орудиях труда.
Слайд 25. Воспитатель: Наши выпускницы, вы уже задумались о выборе профессии. Девочки, поделитесь с нами, какие профессии вы выбрали и куда пойдете учиться? (Ответы детей)
- Профессий есть много на свете. Придёт время, вы станете взрослыми. Вам самим придётся трудиться. Но главное в жизни – не только кем быть, но и каким быть. (Легко, как фон, звучит мелодия песни «Просто я работаю волшебником»). - Есть такая песенка «Просто я работаю волшебником», которую написали Лев Ошанин и Эдуард Колмановский. На предприятиях и в учреждениях мы не встретим такой профессии. Волшебником может быть человек любой профессии, если он настоящий специалист, мастер своего дела. Превратить лён в полотно, а полотно в красивое платье; руду в металл, а металл – в умную машину; вырастить зерно, превратить его в муку, а муку – в пышный каравай – разве это всё не подлинное волшебство? И всё это совершают умные рабочие руки.
8. Воспитатель: - Каковы основные качества человека труда? - Каким он должен быть?
Слайд 26. Активное задание «Качества человека труда». Назови только те слова, которые отражают сущность человека труда. (Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, порядок, ловкость, равнодушие, терпение). - Я искренне желаю, чтобы вы владели всеми этими качествами. Человека всегда ценят за его умение и мастерство, а украшает человека труд.
Слайд 27. Главное - это труд и нам всем надо ценить труд других людей, уважать его, беречь своё и школьное имущество. - Я думаю, вы что вы все понимаете, как важно любить труд, который созидает всё лучшее на земле.
И закончим наше занятие словами Р. Рождественского: «Пока в пространстве кружится планета, На ней, пропахшей солнцем, никогда не будет дня, Чтоб не было рассвета, Не будет дня, чтоб не было труда!»
Я думаю, что вы все поняли, что без труда прожить не возможно.
10. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. - Какие моменты остались в вашей памяти? - Какие мысли запомнились? - Над чем хочется задумат?