Эмма Еруткина
Конспект внеклассного занятия «По имени называют, по отчеству величают»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного занятия на тему «По имени называют, по отчеству величают».
Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам, к их именам и фамилиям, развитию умения работать в группе.
Задачи: развивать учебно- познавательные, коммуникативные компетентности в процессе групповой, фронтальной и парной работы.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оборудование: листы чистой бумаги, фломастеры, карточки с информацией, цветные жетоны.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Темочки:
Добрый день. Мы начинаем наше занятие. Отгадайте загадку: принадлежит тебе, а пользуются другие. Что это? (Имя).
О чем наше занятие? Об имени.
Давайте представимся, но придумаем себе необычные имена, подобные индейским. Имя должно отражать какую- то важную черту характера и умение ученика. Например, «Быстрая нога», «Великий математик». Придумали? А теперь сыграем в игру «Снежный ком». Давайте встанем в шеренгу. Первый, придумавший себе новое имя, называет его. Стоящий от него справа, называет имя соседа слева и свое собственное. Следующий называет имя первого участника, второго, затем свое, и так по очереди – до тех пор, пока последний не вспомнит всех участников и не представиться сам. Прекрасно, все познакомились. Садитесь.
Основная часть.
В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.
Имя человека – одна из важнейших составляющих его индивидуальность.
Кто сейчас дает имя ребенку? Как его дают? (Ответы детей: придумывают сами, смотрят в книге и др.)
Давайте подумаем, как людям в древности давали имена? За что?
Иногда, это были заслуги человека – храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать, опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славным). К древнеславянским относятся такие имена, как Вера, Светлана (светлая, Людмила (людям милая).
Позднее имя давали ребенку по святцам (сборникам имен святых) какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.
На Руси самое распространенное имя было Иван, в церквях регистрировали ребенка с этим именем почти каждый день.
Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того – судьба человека предопределена его именем. Некоторые современные психологи исходят в частности из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе.
- Кто может рассказать о значении своего имени? Если затрудняетесь, то нам помогут карточки с информацией о значении имен.
- Прочитайте карточки, найдите положительные и отрицательные качества, которыми обладает носитель данного имени.
- Давайте подумаем, присутствуют ли у вас данные качества. Если есть то, какие именно?
Имена нам дают наши родители. Кто- то долго колеблется, кто- то заранее знает, как назовет своего ребенка.
- Нравиться ли вам ваше имя?
- Как вы любите, чтобы вас называли полным или уменьшительным именем?
Давайте разделимся на команды по цвету жетонов.
1 задание. Каждая команда получает задание вспомнить и назвать уменьшительные формы следующих имен: Иван, Михаил, Алексей, Василий, Владимир.
2 задание. На имена существует мода. Детей могут называть иностранными именами или же вспоминать старинные. Каждая команда должна вспомнить имена, которыми называли наших прадедушек и прабабушек.
3 задание. Вспомните знаменитостей, которые носят или носили ваше имя.
Некоторые ребята в общении почему –то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образуются от фамилии, но иногда поводом для прозвища может стать редкое или необычное имя.
- Как вести себя, если тебя обзывают?
Да, кто-то гордиться своим прозвищем, кому- то совершенно безразлично. Но есть немало впечатлительных и застенчивых ребят, которые переживают и страдают от подобного обращения.
Только очень неумным людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще сего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого – либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители его долго выбирали, надеясь, что оно принесет их ребенку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих одноклассников по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем. Имя человека – его личность, имя надо беречь, уважать.
Сейчас возьмите каждый по листу бумаги. Обведите свою ладонь на листе бумаги и на полученном рисунке напишите свое имя. Теперь передайте изображение соседу, чтобы тот написал на одном из пальцев ладони что-то хорошее о человеке, которому принадлежит рисунок и передать рисунок дальше. Каждый рисунок должен побывать у пятерых участников. А теперь верните заполненные рисунки хозяевам.
- Какие чувства вы испытали, когда читали надписи на своем рисунке?
- Вы уже знали о себе все что прочитали?
-Трудно ли было писать хорошее о других?
Итог занятия.
- Сегодня во время занятия я узнал…
- Во время занятия мне понравилось …
- Я испытывал трудности, когда …