Наталья Дриневская
Конспект внеклассного мероприятия «Сказка о счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Сказка о счастье“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель:
Создание оптимальных условий для формирования толерантной личности.
Задачи:
воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия, толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, уважения демократии, прав и свобод человека;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание ценностного отношения к прекрассному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
(1слайд)
(2 слайд)
УЧИТЕЛЬ:
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хотим вам рассказать…
(3 слайд)
Её мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать…
1. УЧЕНИК:
(Начало сказки)
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
(4 слайд)
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал :
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. … Пришла и видит:
(5 слайд)
Стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбирать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
УЧИТЕЛЬ:
Прежде чем услышать концовку сказки, ответьте, пожалуйста:
А кого выбрали бы вы? Почему?
УЧЕНИК:
(Продолжение сказки)
Любовь подошла к девушке…
(6 слайд)
по имени Доброта и протянула ей руку.
УЧИТЕЛЬ:
Почему Любовь выбрала Доброту?
(ответы учеников)
УЧИТЕЛЬ:
Мы с вами сегодня поговорим о доброте, любви, взаимопонимании, взаимоуважении, терпении. Все это вмещает в себя слово «толерантность».
(7 слайд)
«Толерантность» - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
· во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
· в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
· в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
· в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
· в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
(8 слайд)
Взрослея, каждый ребенок начинает задумываться о том, почему все люди разные? Почему выглядят по-разному? Почему говорят на разных языках?
УЧЕНИК:
Вот как это объясняли северо-американские аборигены.
Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
(9 слайд)
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Сколько сейчас на Земле народов?
(10 слайд)
– На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков.
Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете? Какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
(11 слайд)
Вот лист, на котором изображен контур человеческого тела.
Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каким бы вы хотели бы видеть человека, находящегося рядом с вами?
Добрый,
Умный,
Смелый,
Сильный,
Улыбчивый,
Преданный,
Честный…
Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле, наверное, исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожа, важно- какой ты ЧЕЛОВЕК!
(12 слайд)
УЧЕНИК:
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах.
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
УЧИТЕЛЬ:
Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
(ответы)
УЧЕНИК:
Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.
(13 слайд)
Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
(14 слайд)
Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.
И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
(15 слайд)
УЧЕНИК:
Застынь, проклятая война.
Ты столько горя принесла
Народом всей планеты Мира.
И землю - матушку поила
Ты кровью всех её детей.
Так знай, проклятая война,
Что дружба победит тебя,
И разрядятся наши страны
От страшных ядерных ракет,
Что принесли так много бед
Народом нашим и не нашим.
И будет вечно в этом мире
Нам солнце яркое светить,
И падать снег, и литься дождь.
Рождаться будут, умирать
Той смертью, что дала природа.
Живите, радуйтесь, любите
Все то, что создано природой,
И не губите вы её
Рукою дерзкой и жестокой.
Живите в мире и добре!
Вот что хочу сказать тебе,
Товарищ, друг и мой приятель.
УЧИТЕЛЬ:
И в продолжение нашего разговора мы послушаем ещё одну сказку. Недаром говорится – сказка ложь, да в ней намек.
(16 слайд)
УЧЕНИКИ:
(инсценировка)
Сказочка о счастье.
Автор:
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил и порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король:
«Нельзя так жить! –
Автор:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
- О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчалась наугад
Бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
Солдат:
- О мой король,
Автор:
- вскричал солдат, -
Солдат:
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился как герой,
Я выиграл сражение.
Король:
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старуха:
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то.
Король:
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
Король:
В путь пора,
Еще немного - и ура!
Свое настигну счастье!
Автор:
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал :
Старик:
«Заблудшая душа,
Король, побойся бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…»
Автор:
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король отныне во дворце всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день сияет.
УЧИТЕЛЬ:
Как бы вы назвали короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию и два варианта ответа, а вы выбираете наиболее подходящий:
(17 слайд)
Младший брат сломал твою игрушку.
1.
2. Ты его прощаешь.
3. Ты ударяешь его.
4. другое
(18 слайд)
Ты поссорился со своей сестрой
Ты попытаешься объясниться с ней
Ты обижаешься и мстишь
(19 слайд)
Тебя обидели
Ты отвечаешь тем же.
Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
(20 слайд)
Ты недоволен собой
говоришь, что людей без недостатков не бывает
все сваливаешь на других
признаешь свою вину и просишь прощения
(21 слайд)
Тебе не хочется что-то делать…
(22 слайд)
Кто-то плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
И в завершении нашей встречи нам хотелось бы рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».
(слайд 23)
УЧЕНИКИ:
Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
(24 слайд)
любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
УЧИТЕЛЬ:
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.
И в заключении нашего урока мы вместе споем «Песенку о друге»
Если с другом вышел в путь /2р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть/2р.
А с друзьями много
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Там, где трудно одному /2р.
Если будет туго,
Где чего – то не пойму /2р.
Разберусь я с другом.
Припев.
На медведя я, друзья, /2р.
Выйду без испуга.
Если с другом буду я /2р.
А медведь без друга.
Припев.
(25 слайд)
УЧЕНИК:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
(26 слайд)
Учитель:
Итак, сочувствие, доброжелательность, взаимопонимание, толерантность- эти качества очень важные, они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать эти качества в себе.
В заключении дети прикрепляют на ватман лепестки. В результате получается цветок- эмблема толерантности.
Литература
Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г. Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006
Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001
Бадмаева, С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве /С. В. Бадмаева //Начальная школа. – 2006. - №6.
Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников //Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.
Бобинова, С. В. Воспитание культуры толерантности /С. В. Бобинова //Начальная школа. – 2004. - №8.
Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности: [программа воспитания культуры толерантности у детей мл. шк. возраста] /В. Богданова //Воспитание школьников. – 2007. - №8.
Богданова, В. В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования //В. В. Богданова //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2006. - №6. – С. 87-91.
Бондаренко О. Я. Анатомия толерантности. – М., 1998.
Бурьян Л. М. Формирование толерантных отношений у школьников на уроках и во внеурочной деятельности https://festival.1september.ru/articles/559523/
Курганский С. М. Формирование толерантного сознания обучающихся//Справочник классного руководителя-20012-№12-С. 4-20
Нечаева, Н. В. Развитие личности – цель современного образования /Н. В. Нечаева //Начальная школа. – 2009. – 16-31 окт. (№20)
Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения //Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 8-11
Спицына, О. А. Толерантность младших школьников: условия формирования /О. А. Спицына //Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Т. 68, №4. – С. 134-140.
Степанов П. В. Феномен толерантности //Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 5–14.
Филатова, М. Мы все разные: разговор о толерантности [кл. час для мл. школьников] /М. Филатова //Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – 16-30 сент. (№18)