АННА КОВЫРЯЛОВА
Конспект занятия в старшей группе «В гостях у Снежной Королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения с. Алёхино
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)
в старшей группе :
«В гостях у Снежной королевы»
Воспитатель: Ковырялова А. А
2020 г.
Информация об авторе:
Ф. И. О Ковырялова Анна Анатольевна
должность воспитатель
Наименование ОО МКДОУ д/с с. Алёхино
№ телефона 89500717265
Адрес электронной почты anyuta.kovyrialova@yandex.ru
Номинация конкурса «Методическое пособие» (занятие)
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В гостях у Снежной Королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
тема «В гостях у Снежной королевы»(экспериментирование)
Возраст детей Старшая группа
Пояснительная записка.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
(Китайская пословица)
Программное содержание:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.
- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов, продолжать развивать способность детей делать самостоятельные выводы, умозаключения
Развивающие:
- продолжать развивать умение детей описывать сезонные изменения в природе и жизни детей с опорой на наглядность.
- развивать логические операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение.
- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.
Адресат: старшая группа.
Форма проведения: познавательное занятие.
Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.
Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.
Ход организованной образовательной деятельности
Вступительная часть
Приветствие.
Добрый день, ребята. Меня зовут Анна Анатольевна. У меня хорошее настроение. А у вас? Сейчас мы с вами постараемся сделать так, чтобы настроение у вас стало просто замечательным!
Давайте разбудим наши уши (дети массируют мочки ушей пальчиками – встряхивают руки) лбы (массируют лоб указательным пальцем – встряхивают руки)
и шеи (массируют яремную ямку указательным пальцем – встряхивают руки)
Ну вот, а теперь мы с вами все видим, все слышим, дышим глубоко и у нас хорошее настроение – улыбнитесь друг другу!
Первая часть: (теоретическая)
Воспитатель. - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)
- Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)
- Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)
- Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие дети старшей группы д/с с. Алёхино, хочу попросить вас о помощи. Я случайно разбила большой кристалл, все осколки разлетелись, я не как не могу их склеить обратно. Помогите мне, пожалуйста, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».
- Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)
- Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?
- А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:
«В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В лабораторию нас унесет».
- Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)
Нельзя громко разговаривать.
- Почему? (ответы детей)
Нельзя бегать, толкаться.
- Почему?
Быть аккуратными и внимательно слушать.
- Почему?
- Хорошо, молодцы.
На этом столе разложены снежинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одной снежинки. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у снежинок разного цвета.
Ребята, те у кого снежинка с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому» столу.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить, что бы помочь собрать волшебный кристалл.
Опыт № 1
Проверить: лед - скользкий?
Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.
- Так какой лед? (скользкий)
- Если лед скользкий, когда это может быть опасно?
- Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)
Опыт № 2
Проверить: лед хрупкий или нет?
Дети ломают кусочек льда руками.
- Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)
- А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)
- Можно ли ходить по льду? (предположение детей)
- Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)
Опыт № 3
- Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.
Ребята что то, холодно стало, в ледяной лаборатории очень холодно, давайте встанем и погреемся:
Физкультминутка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети, (гуляют)
Ручки, ручки потирают, (потирают ручки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают)
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. (Топают)
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен
Все мы весело попляшем.
Вот как мы плясать умеем,
Вот как ножки мы согреем. (А. Ануфриева, О. Милюкова)
Опыт № 4
- Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)
- А что это значит? (Лед легкий)
- А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)
- А кто живет в реках? (ответы детей)
- И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)
- Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.
Выставляется карта с результатом опыта.
Опыт № 5
Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)
- Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)
- А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.
- Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)
- А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)
- А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)
- Почему? (так как можно заболеть)
- Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.
Заключительная часть
Воспитатель. – ребята, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем собрать кристаллики в большой кристалл, и вспомнить все свойства льда.
Дети составляют «кристаллики - пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.
- Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)
- Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).
Итог. Рефлексия
Ребята, мы с вами помогли Снежной королеве собрали большой кристалл и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза, и я произнесу волшебные слова:
«Крибле, Крабле, покрутись,
И в саду окажись.»
Ребята, а кому мы с вами помогали?
Где мы были?
Что мы с вами рассматривали?
Так какую опасность несет в себе лед?
Какую радость приносит лед?
Список использованной литературы
1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.