Папки-передвижки

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт казачества»

Мясоедова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт казачества»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 города Белгорода

Конспект для детей старшего возраста

«Традиции и быт казачества»

Воспитатели: Мясоедова В. А,

Лунева И. А.

2024

Цель: обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков; - воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания; рисование семейных традиций, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)

Материал: Казачья горница с утварью, печь, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук, плетеные корзинки, рыбачья сеть, колыбель, лоскутное одеяло, старинные фотографии казаков, казачьи костюмы, аудио записи казачьих песен.

Методические приемы: тгровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игры, чтение заповедей казаков в стихотворной форме, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

ХОД работы:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста. Меня зовут… я живу в большом многоэтажном доме. А в каких домах живете вы? Ванечка, в каком доме ты живешь? (и т. д.) (ответы детей)

Воспитатель: Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты, Света, за что любишь свой дом?. (ответы детей)

Воспитатель: Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).

Вы догадались, что это за дома?

Дети: Это казачьи курени.

Воспитатель: Кто в них жил?

Дети: Донские казаки. Воспитатель: Кто они такие, Донские казаки?

Дети: Это сильные и уверенные в себе люди. - настоящие рыцари донских степей ; - они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.

Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси. Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?

Дети: Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи. - Поэтому про курень говорят Курень, куренек Он не низок, он высок… Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие? Дети: Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных. - А верхний этаж был деревянным, там жили люди. - казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».

- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.

Воспитатель: А для чего казаки строили балясины.

Дети: Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.

Воспитатель: А что означает слово курень?

Дети: Курень значит круглый.

Воспитатель: Значит, дом должен быть круглым?

Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.

Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?

Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия. - Печь обогревала всех, на ней готовили еду.

Воспитатель: Дорогие гости, чтобы нам лучше было понять друг друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабылись.

Игра «Забытые слова». Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.

Ребенок: Слово ты говори.

Воспитатель. : По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина. При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!» Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар,, плетка – нагайка и т. д.

Воспитатель. Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? (Дети и воспитатель одевают элементы казачьей одежды и занимают места у прялки, печи и т. д.)

Сама: Я Аксинья – хозяйка дома. Домочадцы с уважением называют меня «Сама», и слушаются во всем, так как твердо чтят казаки святую заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле». Без моего родительского благословения дети не начинают никакую работу и ни какие важные дела. Приглашаю вас в свою семью. Ну-ка сыны, покажите гостям наш курень. Дети: Как говаривали наши деды «Казак без веры – не казак». Потому и в горнице нашей самое почитаемое место - это святой угол.

- А еще мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

Сама: Вот и муж мой Григорий тоже большую часть времени проводит в походах да казачьих сходках, поэтому ведение домашнего хозяйства целиком лежит на мне. У нас не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Сейчас мы готовимся к Покровской ярмарке, потому приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Мы живем по старой заповеди казаков «Будь трудолюбив, не бездействуй». Мой старший сын Иван. (Иван сидит, плетет корзину) занимается плетением.

Иван: Я плету из камыша, прутьев корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди для своей семьи, а излишки отвожу на продажу, Стараюсь, чтобы свой товар прославить, да в грязь лицом не ударить. Лучшего товара на Покровской ярмарке не сыщешь.

Сама: семья наша мастеровая средний сын Николай – рыбак, учится у дедушки рыбацкую сеть вязать, чтобы рыбу ловить и семью свою кормить, да в дедушкины наставления вникает. Младшенькие тоже не сидят в стороне, играют, да все на ус мотают.

Николай: Надо казаком родиться, Чтоб весь век судьбой гордиться!

Дедушка: Казаком родиться мало, Казаками надо стать, Десять заповедей предков Надо знать и выполнять!

По твоим поступкам, помни, Обо всех будут судить, Потому быть надо честным И правдивым надо быть! Сама: Кто и что в нашей семье должен делать, четко разделено, мужчина не вмешивается в женские дела, а женщина в мужские. Вот сейчас невестка Софья в стряпной готовит обед для всех.

Софья: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Да Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает) И пироги уже готовы, осталось только узвар сварить.

Сама: Дочки мои начинают работать с раннего возраста. С пяти лет уже умеют вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это должна уметь каждая казачка. Вот около прялки старшая моя дочь Анна занимается рукоделием. Младшие почитают ее и до сих пор ласково величают няней. Анна: (Прядет, поет песню) С детства я любила наблюдать, как пряла моя бабушка с песней, шуткой, прибауткой. С песней и дело быстрей спорится. Всему, что я умею, я обязана ей. Бездельников у нас не терпят. Вот сколько напряла я пряжи. Будет из чего одежду вязать для всей семьи, да и на ярмарку хватит.

Сама: А это – средняя дочь – Дарья, в семье ее все называют «хваленкой». Дарья: Как и все женщины в нашей семье умею половики ткать на загляденье, и рушники, одежду вышивать.

Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала. На ярмарке их с руками оторвут

Сама: А вот и младшенькая. Скажи гостям, как кличут тебя, чадунюшка? - Аленушка, а это мой братик Гришатка. (звучит казачья колыбельная) Я братика баюкаю в колыбельке. Сама: У наших девочек, особенная и ответственная роль – нянчить младших, и это им очень нравится. Аленушке три года, а она уже приглядывает за годовалым братиком. А пять лет сравняется, так навострится, что и в няньки, "в люди" можно отдавать. Сама: Нашу семью очень заботит то, каким человеком вырастет наш Гришатка.

Дети: - Казак - это воин и поэтому «на первый зубок» батя отвёз его на коне в церковь. Там поставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу. - А все родные подарили ему ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы, вот они у кроватки висят. - А в три года батя уже на коня посадит. Настоящим казаком вырастет. Сама: А теперь, отдохните, чады мои, сбираю вас на совет. (Все садятся в круг (на ковёр). В центре круга стоит чугунок).

Упражнение «Наполни душу ребёнка» Сама: представьте себе, что перед нами наш маленький Гришатка. Его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему бы вы хотели научить нашего малыша, что бы он вырос сильным, отважным, уверенным в себе казаком. Вы говорите свои пожелания и бросай в вазу эти красивые шарики. (Дети накладывают разноцветные шарики в вазу, проговаривая казачьи заповеди):

По обычаям казачьим, Всегда в жизни поступай, Твёрд будь в Вере Православной, Её в сердце укрепляй!

Верно ты служи Отчизне, И народу своему, А творить себе кумиров Непотребно никому!

По традиции казачьей, Даже если гибнешь сам, Оказать ты должен помощь Своим братьям – казакам!

Презирать обязан праздность, Тунеядство, негу, лень. Чтоб твоя семья в достатке, Проживала каждый день!

Ты семью беречь обязан, Почитать отца и мать, Честь, достоинство казачки Должен ты оберегать!

Чтя казачий кодекс чести Православие защищай, Береги свою Отчизну, И семью не забывай! Старших мудрые советы Ты обязан почитать, Потому они помогут, Самому мудрее стать!

Сама: А для вас, чады, вот мой родительский наказ, как казаки должны принимать гостей. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе Ну, что, отдохнули? А теперь живо все за работу, к ярмарке должно быть все готово! (дети делятся на три подгруппы: плетение корзин из газетных трубочек, шитье лоскутного одеяла, вязание крючком и спицами) Сама: Вот так, дорогие гости, незаметно, в делах и заботах проходит день нашей семьи. Давайте все вместе поможем нашим казачьим умельцам поскорее подготовиться к Покровской ярмарке. Ведь, когда вся семья за дело берется, и песня звонче льется, и дело спорится. (звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Чему научились? Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков? Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.

Напутствие. И хорошо, чтоб в наши дни Традиции с тобой мы берегли, В чудном крае, где живем мы у Дон - реки, Где жили здесь когда то наши предки казаки!

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Игровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возрастаИгровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Конспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возраста Цель: -развивать интерес к семейным традициям, -обозначить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи. Задачи: -продолжать прививать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт казачества»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 21:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт казачества»» (включая файлы) размещена пользователем Мясоедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД