Наталия Мачехина
Конспект в дошкольной группе детей 6–7 лет на тему «Кислотность» с использованием цифровой лаборатории
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №38 «ИВУШКА"
в дошкольной группе детей 6-7 лет
на тему
«Кислотность»
с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
I квалификационной категории
Мачехина Н. Н.
Публикация «Конспект в дошкольной группе детей 6–7 лет на тему „Кислотность“ с использованием цифровой лаборатории» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Клин, 2020
Цель: Совершенствование умений детей в проведении лабораторных опытов и исследований.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей об органах чувств;
- Продолжать формировать представление о кислотности;
- Расширять кругозор детей;
- Закреплять умение работать парами.
Развивающие:
- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия.
- Расширять словарный запас детей;
- Развивать вкусовое восприятие;
- Развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации,
- ноутбук, лоток с набором для эксперимента «Кислотность»,
- стаканчики для опытов на каждую пару детей с лимонным соком и пищевой содой,
- коробка «Посылка»,
- эмблема на каждого ребёнка,
- тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов;
- апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»;
- бутылка сладкой газированной воды,
- пищевая сода,
- тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Ход занятия
Организационный момент. Дети входят в зал, здороваются с гостями. Воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки.
Воспитатель: Ребята давайте,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку-
Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать-
Все хотим мы много знать.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня с утра к нам в группу принесли посылку, давайте посмотрим, от кого она.
(На коробке нарисован Наураша).
Дети: Наураша
Воспитатель: Как вы догадались, кто нам её отправил?
Дети: На ней нарисован Наураша
Воспитатель открывает коробку, достает письмо, читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята, у меня случилась беда, моя бабушка сварила компот их фруктов которые нужны для исследования, помогите пожалуйста. Я для вас приготовил задания с помощью которых вы наберете необходимый материал для опытов. Жду вас в лаборатории.
Воспитатель: Ну что, поможем Наураше?
Чтобы попасть в лабораторию, мы с вами должны сказать волшебные слова:
Раз, два, три – повернись,
В лабораторию Наураши перенесись.
Включается экран проектора, на экране лаборатория «Кислотность»
Воспитатель: Вот мы с вами оказались в научной лаборатории.
Познавательная часть:
Воспитатель: Посмотрите ребята в коробке лежит конверт с №1 давайте с него начнем. Прежде, чем мы приступим к исследованиям, мы должны выполнить задания, которые приготовил для нас Наураша.
Итак, первое задание: вы должны отгадать, что лежит в мешочке.
Воспитатель достает из посылки мешочек, наполненный фруктами, читает загадки:
1. Я кислый был зелёный,
Созрел и пожелтел,
Из жарких стран, ребята,
Я к чаю прилетел,
Хоть кислый я, но знайте,
Со мною чай вкусней,
Добавлю аромата –
И станем здоровей!
Дети: Лимон.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке лимон.
2. Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое!
Дети: Яблоко.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко.
3. Я оранжевый и круглый,
Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели, сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?
Дети: Апельсин.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке апельсин.
Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили, правильно на ощупь нашли загаданные фрукты. И вы получаете картинки фруктов, которые нам пригодятся для исследований в лаборатории.
Воспитатель: Задание второе: надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Наураша.
Воспитатель: Что такое органы чувств?
(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир).
Воспитатель:- Какие органы чувств вы знаете?
(Уши, глаза, нос, кожа, язык).
Воспитатель: Кто может, прочитать нам стихотворение про органы чувств?
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Воспитатель: Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса? (Язык).
Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша
Воспитатель достает картинку языка и показывает детям.
Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)
Воспитатель: Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…
Воспитатель: Что вы сможете рассказать про язык? Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.
Воспитатель: Какой вкус может различать язычок? (Горький, кислый, сладкий и солёный).
Воспитатель: Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке:
Кончик языка – чувствует сладкое и солёное, (красный)
Боковые стороны языка – чувствуют кислое (синий)
Корень языка - чувствует горькое. (зеленый)
Цветом выделить на шаблонах языка какие части языка какой вкус распознают. Дети получают картники-фрукты
Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Также язык является органом речи.
Но немного мы устали.
Дружно в круг мы все встаём
И немного отдохнём.
Физкультминутка:
Мы сегодня в сад пойдем - шагать на месте
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять - прыжки на месте
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы - хлопают в ладоши
И лимоны, апельсины.
Будем с дерева срывать - поднимать по очереди то правую, то
левую руку, как бы срывая плоды
Всех знакомых угощать - протянуть руки вперед ладонями кверху
Воспитатель: Со вторым заданием вы справились, а теперь третье задание. С ним нам поможет справиться наш язык.
Задание №3
Воспитатель: Сначала отгадывают какой фрукт им достался. Получают картинки. Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.
Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый. Получают картинки апельсины.
Воспитатель: С третьим заданием мы тоже справились, сумели определить на вкус самый кислый фрукт. А теперь я предлагаю картинки- фрукты распределить на мольберте так чтобы было видно какой самый кислый количеством картинок.
Воспитатель: Ну вот мы и собрали необходимые фрукты, теперь пора отправляться в лабораторию.
Чтобы попасть в лабораторию, мы с вами должны сказать волшебные слова:
Раз, два, три – повернись,
В лабораторию Наураши перенесись.
Включается экран проектора, на экране лаборатория «Кислотность»
Чтобы начать экспериментировать в лаборатории, давайте вспомним правила поведения в лаборатории, в этом нам помогут плакаты.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Не пробовать на вкус жидкость в стакане.
Правило№4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Экспериментальная часть:
Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Чтобы нам было удобнее измерять, вместо фруктов мы будем использовать фруктовый сок.
Воспитатель: Для измерения кислотности существует Шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение. Сейчас мы с Наурашей приступим к измерению, все полученные данные вы будете заносить в таблицу.
1. Апельсиновый сок налит в стакан с оранжевой наклейкой.
- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок).
Занесите показатель кислотности в таблицу
2. Яблочный сок налит в стакан с зелёной наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок).
-Занесите данные в таблицу.
3. Лимонный сок налит в стакан с жёлтой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
Занесите показатель кислотности в таблицу.
Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к мольберту чтобы сравнить ваши лабораторные и вкусовые измерения.
Дети выставляют катринки-фрукты (сравнивают показатели)
Продолжаем измерения.
4. Налить чистую воду в стакан с белой наклейкой.
-Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
5. Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
6. Налить воду в стакан с белой наклейкой.
- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
- Теперь добавим соду.
- Произвести повторное измерение.
При добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Повторите все вместе. Некоторая минеральная вода содержит щелочную среду, поэтому её пьют люди, у которых болит желудок.
Воспитатель: А теперь разбейтесь на пары и подойдите к рабочим местам. Сейчас мы с вами добавим соду в лимонный сок, но сначала вам надо договориться, кто из вас будет это делать.
7. Добавить в стаканчик с лимонным соком соду.
- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок).
Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.
СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т. е. увеличивается её показатель).
Итак, мы с Наурашей произвели все измерения.
Заключительная часть.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
ВЫВОД: Кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое количество аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т. к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.
Наураша благодарит вас за помощь. Он принимает вас в Школу юных исследователей и дарит эмблемы и угощает вас витаминами, чтобы вы были здоровыми.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три – повернись-
В детский сад перенесись!
Ну, вот мы и вернулись.
Воспитатель: Дети, что нового вы узнали сегодня? Где нам могут пригодиться эти знания?