Равза Федина
Конспект урока внеурочной деятельности «Текст. Редактирование текста» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока внеурочной деятельности курса «Секреты речи»
по теме: «Текст. Редактирование текста» (2 класс)
Автор: Федина Равза Небюлловна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №3» г. Алексина.
Цели:
Коррекционно –образовательные: формирование способности учащихся выявлять распространенные недостатки в построении текста; получение представлений о редактировании текста, обогащение словарного запаса, учить работать со словарём.
Публикация «Конспект урока внеурочной деятельности „Текст, Редактирование текста“ во 2 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Коррекционно- развивающие: развитие зрительного внимания, навыка установления грамматических связей между предложениями в тексте, развитие языкового анализа и синтеза, развитие умения подбирать рифму.
Коррекционно- воспитательные: воспитание интереса к родному языку, развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование: тетради, Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки с заданиями различной трудности, картинка с изображением Незнайки.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Начнём занятие с артикуляционной гимнастики: Прозвенел звонок, начался урок. Из-за парт вставайте и за мною повторяйте!
В доме с высокой крышей (показать над головой руками крышу) жил-был язычок (упр. «Лопаточка»). Это был большой дом. Каждое утро язычок наводил в доме порядок: убирал верхний этаж («Почистим верхние зубки», потом убирал нижний этаж («Почистим нижние зубки»). После этого язычок выходил на улицу. Вокруг дома был красивый забор (упр. «Заборчик»). За забором покачивались деревья (качаем руками над головой). Светило яркое солнышко. Язычок решил, что пора и поработать. Он взял лопату и начал копать (упр. «Лопата копает»). Очень устал язычок! Решил пойти в дом, попить чайку с вареньем. Налил в чашечку чая (упр. «Чашечка», поел вкусного варенья (упр. «Вкусное варенье»). Как хорошо! Теперь можно и погулять. Вышел язычок во двор, сел на своего любимого коня и поскакал далеко в поле (упр. «Лошадка»). Усталый, он вернулся домой. А мы возвращаемся к работе.
- Для чего мы делали артикуляционную гимнастику?
Дети: - Чтобы укрепить мышцы языка, губ, нёба.
- А зачем укреплять мышцы артикуляционного аппарата?
Дети: - Чтобы чётко и правильно говорить.
- Вы готовы к тому, что будете много говорить на сегодняшнем занятии? Тогда начнем. Откройте тетради, подпишите число.
2. Повторение изученного материала.
1) Ворона сидела на ветке и громко каркала. Маша приготовила вкусный обед. По полю скакала белая лошадь. Петя получил пятёрку за контрольную работу.
2) Наступила ранняя весна. Пригрело тёплое солнышко. Всюду тает снег. У птиц появились новые заботы. Никто не сидит без дела. Птицы из сухой травы и соломы спешат устроить себе гнёзда.
Перед вами две записи. Прочтите запись слева.
Прочтите запись справа. Сравните эти две записи. Что вы можете сказать о них?
Слева – набор предложений.
-Почему вы так считаете?
Дети: - Нет связи между предложениями, нет темы.
- А справа?
Дети: - Это текст.
- Почему вы решили, что это текст? Какие признаки текста вы увидели? Дети: - Предложения связаны между собой, одна тема, предложения расположены по порядку, тексту можно дать название.
- Давайте дадим этому тексту название.
Дети: - Весна.
Молодцы, ребята!
3. Определение темы урока.
А теперь поиграем с этим текстом в игру. Игра называется «Найди букву».
Правила игры: вам нужно будет найти определенную букву в определенном слове. Из этих букв потом должно получиться слово. Готовы?
1) Найдите в 1-ом предложении 2-ое слово. Из него возьмем 1-ую букву (Р)
2) Найдите в 1-ом предложении 3-е слово. Из него возьмем 2-ую букву (е).
3) Найдите последнее предложение, а в нем две последние буквы из последнего слова (да)
4) В пятом предложении берем 2-ой слог из 1-го слова (кто)
5) В последнем предложении ищем 4-е слово. В нем берем букву между 1-ой и 3-ей (р).
Какое слово получилось из букв? – редактор.
А как вы понимаете, кто такой редактор? Как объясняется в толковом словаре С. И. Ожегова, редактор – это тот, кто редактирует что-нибудь. Например, редактор журнала. А что значит редактировать? Давайте прочитаем, как значение этого слова объясняется в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова?
«Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати».
Итак, редактирование текста – это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
А вы готовы быть редакторами сегодня?
Прочтите, что здесь написано. Предлагается текст на листочках и такой же текст, написанный крупно на больших листах, скрепленных между собой скрепками.
Целый день Незнайка ходил по комнате и сочинял стихи.
Незнайку так назвали потому, что он ничего не знал.
Но стихи у Незнайки получились очень обидными и друзьям совсем не понравились.
В Цветочном городе жил Незнайка.
Однажды Незнайка решил стать поэтом.
Незнайка ходил в яркой шляпе и жёлтых брюках.
Можно ли назвать это текстом?
Дети: – Нет.
- Почему?
Дети: - Предложения не по порядку расположены.
- Давайте, редакторы, принимайтесь за работу. Сейчас мы назначим главного редактора. Он будет располагать предложения по порядку на доске, а вы будете ему сообщать порядок следования предложений.
(Снять скрепки и разложить листы на столе. По мере ответов детей, на доске вывешивать листы в нужном порядке).
-Какое предложение будет первым? Вторым?
-Что же получилось? Давайте прочитаем.
В Цветочном городе жил Незнайка.
Незнайку так назвали потому, что он ничего не знал.
Незнайка ходил в яркой шляпе и жёлтых брюках.
Однажды Незнайка решил стать поэтом.
Целый день Незнайка ходил по комнате и сочинял стихи.
Но стихи у Незнайки получились очень обидными и друзьям совсем не понравились.
-Вам нравится текст, который получился?
Дети: - Не очень.
– Почему?
Дети - Повторяется одно и то же слово.
Продолжим редактировать текст. По цепочке заменяем повторяющиеся слова на другие, более подходящие. Будем зачеркивать слова, которые повторяются, и вписывать другие варианты. Прочтите текст, который получился в итоге.
В Цветочном городе жил Незнайка.
Его так назвали потому, что он ничего не знал.
Незнайка ходил в яркой шляпе и жёлтых брюках.
Однажды он решил стать поэтом.
Целый день Незнайка ходил по комнате и сочинял стихи.
Но стихи у него получились очень обидными и друзьям совсем не понравились.
Молодцы, редакторы, постарались на славу!
4. Физкультминутка «Незнайка»
- А теперь передохнем немного вместе с Незнайкой.
Раз – Незнайка улыбнулся.
Два - согнулся, разогнулся.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
5. Редактирование стихотворных текстов (работа в парах).
- В какой форме были записаны предыдущие тексты? (В прозе)
А какие формы записи текста вам еще известны? (Стихи)
А вот я раздам вам стихи, которые написал Незнайка, но их не захотели напечатать в журнале. Что-то в них не так. Поможем Незнайке?
Найдите и исправьте неудачные места в его стихах. Работать будем в парах, так будет быстрее.
1) В океане очень часто
Ну, совсем не безопасно!
Посмотри, вон там нырнула
Острозубая рыба-молот.
2) Круглый год - зимой и летом
В шубу тёплую одета.
До чего же хороша
Наша рыжая белка!
3) Утром раньше всех встаёт,
Громким голосом поёт.
Раньше всех, всегда и вслух,
Раскрасавец наш гусак.
4) По листочку я ползу,
На себе свой дом несу.
Знают все, что я не прытка.
А зовут меня черепаха.
5) Щей корыто я съедаю,
После в луже отдыхаю.
Есть копытца у меня
А зовут меня поросёнок.
6) Ходит толстый,
Пасть с клыками.
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромен он.
Ну конечно, носорог.
Читаем первоначальный текст и то, что получилось после вашей редакции, сравниваем и выбираем лучший из вариантов.
Подведение итогов редакции стихотворений.
6. Задание для работы в группах.
Незнайка написал рассказы о своих друзьях, но в редакции газеты ему сказали, что его рассказы скучноваты.
Но мы знаем, что есть выразительные средства языка, такие как фразеологизмы, которые оживляют речь, делают ее более яркой.
Давайте поможем Незнайке сделать его тексты более интересными, украсив их фразеологизмами. Работать будем по группам.
1) Винтик и Шпунтик живут очень близко друг от друга. Они всегда вместе. Все знают, что они близкие друзья. Всё время что-то разбирают, собирают. С Винтиком и Шпунтиком всегда интересно.
Выбрать подходящие варианты: в двух шагах, сломя голову, не разлей вода.
2) В Цветочном городе живёт знаменитый повар. Это Пончик. У него умелые руки. Как вкусно он готовит кашу и котлеты! А какой прекрасный торт он может испечь – очень вкусный! Мы все дружим с Пончиком.
Варианты фразеологизмов: золотые руки, чуть свет, пальчики оближешь.
3) Кто не знает доктора Пилюлькина?
Он работает целый день. Знает все травы, сам готовит лекарства. Если кому-то нужна помощь, то он пойдёт и очень далеко. Но не забывай и сам следить за здоровьем!
Варианты: от зари до зари, во весь голос, на край света.
Проверка получившихся текстов:
1)Винтик и Шпунтик живут в двух шагах друг от друга. Они всегда вместе. Все знают, что они друзья –не разлей вода. Всё время что-то разбирают, собирают. С Винтиком и Шпунтиком всегда интересно.
2) В Цветочном городе живёт знаменитый повар. Это Пончик. У него золотые руки! Как вкусно он готовит кашу и котлеты! А какой прекрасный торт он может испечь - пальчики оближешь! Мы все дружим с Пончиком.
3) Кто не знает доктора Пилюлькина?
Он работает от зари до зари. Знает все травы, сам готовит лекарства. Если кому-то нужна помощь, то он пойдёт и на край света. Но не забывай и сам следить за здоровьем!
- Молодцы, ребята, справились с заданием отлично!
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы узнали на этом уроке?
- С какой профессией мы познакомились сегодня?
- Что вы сможете рассказать родителям об этой профессии?
- Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?
Спасибо, ребята, за вашу активную работу на занятии. Встретимся через неделю на следующем занятии.