Нелли Иванченко
Конспект урока «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Иванченко Нелли Владимировна МАОУ «Лицей «Солярис»
Программа: УМК «Планета знаний»
Предмет: «Литературное чтение»
Автор учебника: Э. Э. Кац; 1 часть
Класс : 2
Тема: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель:
• Создать условия для получения знаний о народах, населяющих Россию; формировать умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод; формировать умения выдерживать паузы при чтении, выделять нудные слова, находить реплики героев при чтении по ролям.
Публикация «Конспект урока „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“ во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
• Формировать умения: ориентироваться в учебнике, в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; строить высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
• Развитие умения обобщать, анализировать; умения делать выводы и оценку собственной деятельности; проявлять умение при работе в группе.
• Воспитывать чувства гордости за свою страну; расширить представления учащихся о творчестве русского народа.
Оборудование:
• учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 1;
• презентация к русской народной сказке;
• Проектор, доска и дополнительный материал.
Урок : повторение
Этап урока
Сценарий урока
УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Чтобы учиться лучше?
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
Личностные: самоопределение, смыслообразование;
Познавательные: логические УД;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
- Узнайте героев и назовите, откуда они:
- Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется.
(«По щучьему велению»).
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки.
(«Маша и медведь»).
- Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышленый
И румяный.
(Колобок).
- О ком эти стихи? (О героях сказок.)
- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные. (слайд)
- Какая главная особенность есть у волшебной сказки? (волшебство, чудеса, добро побеждает зло)
Речевая разминка:(слайд)
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати (изменение голоса, то громка, то тихо)
- Вам знакомы эти слова? Откуда они? (Да, нам знакомы. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
Личностные: смыслообразование
Познавательные: анализ, выбор оснований и критериев, сравнение, обобщение, аналогия, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3. Постановка учебной задачи
– Верно. Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать, проверять свои знания, продолжать раскрывать тайны сказки.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как начинается данная сказка, с каких слов? (Жили-были старик да старуха….)
- Как называется это в сказке? (В русской народной сказке это называется зачином.)
- А ещё как могут начинаться сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь….)
- А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка? (Слайд)
Чтение по ролям.
- Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.
- Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)
Выборочное чтение. ( Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)
- Как вы понимаете эти слова? (Это значит, что Иванушке стало сильно жарко.)
— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)
- Число 3 – число волшебного мира.
- Какие слова в этом отрывке повторялись (Шли-шли, идут, идут.)
- Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.
- Найдите в сказке нужный эпизод и зачитайте. Не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.
Дети читают по ролям около макета телевизора.
– Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.
- А что было бы если бы Иванушка не напился водицы? (не было бы сказки, не было бы волшебства)
– Далее идёт основной сюжет сказки. (чтение учителем)
- Кого встретила Аленушка (купца)
- А кто такой купец? (богатый торговец, тот, кто торговал.)
– Что предложил Алёнушке купец? (замуж)
Физминутка:
- Как напился Иванушка из козьего копытца водицы? (две ладошки складывают лодочкой, изображают, как пью воду)
- Покажите, как расстроилась Аленушка, когда Иванушка превратился в козленка? (качают головой)
- как стучал копытцем Иванушка? (топают три раза правой ногой, потом левой)
- Как обрадовались Аленушка и Иванушка, когда встретили купца? (хлопают в ладошки с соседом по ряду, потом по парте)
- Сказка на этом закончилась? (нет)
- Какие события дальше ожидают наших героев? Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.
– Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло (Алёнушка пошла купаться с незнакомкой. А это оказалась ведьма)
– Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)
- Какой была ведьма? Дайте словесное описание. (коварной, жестокой, умной, глупой, осторожной, хитрой, злой)
- Объясните, почему ведьму «никто не распознал», только Иванушке все было ведомо (он все видел, как ведьма оборотилась в Аленушку и хотела погубить Иванушку)
– Зачем побежал козлёнок на речку?
– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?
– Как козлёнок звал свою сестру : весело или печально? (ролевое чтение (озвучивание фрагмента мультфильма)
- Как раскрылся хитрый замысел ведьмы? (пошел слуга на реку, чтобы привести козленочка и услышал, как он жалобно сестрицу из воды зовет)
– Как заканчивается сказка?
- Было ли волшебство в конце сказки? (да, козленок превратился обратно в Иванушку)
- Найдите предложение, которое ставит точку в развитии сюжета.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, логические УД;
Коммуникативные: планирование, постановка вопросов,
Регулятивные: постановка учебной задачи на то, что еще не известно, предвосхищение.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Как ещё может закончиться сказка?
- Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова…
- Кто является главным героем сказки? (Аленушка, Иванушка, купец, ведьма)
- Давайте превратимся с вами в художников и дадим словесный портрет каждому герою сказки.
– Почему люди, сочинившие сказку, использовали слова: Аленушка — а не Алена; Иванушка — а не Иван, копытце — а не копыто; козленочек, жеребеночек — а не козленок, жеребенок?
– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.
Личностные: нравственно-этическая ориентация;
Познавательные: общеучебные УД, логические УД;
Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: контроль, коррекция
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Групповая работа:
- Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы.
1. Охарактеризуйте героев сказки выбрав правильный вариант:
ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая.
АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, заботливая.
ИВАНУШКА – глупый, непослушный.
КУПЕЦ — добрый, преданный, любящий (необходимо соединить стрелочками подходящий вариант)
Работа в парах:
2. Расставьте слова в пословицу так, чтобы добро побеждало зло:
зло, добро, на, делая, не надейся (Делая зло, на добро не надейся)
- Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?
Личностные: смыслообразование;
Познавательные: действия постановки и решения проблем;
Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
7. Включение в систему знаний и повторение
Давайте повторим:
- Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - волшебная?
– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?
– Какой урок нам дала эта сказка (Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)
Домашнее задание: Подготовить пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Личностные: нравственно-этическая ориентация;
Познавательные: действия постановки и решения проблем;
Коммуникативные: решение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: оценка, саморегуляция
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Выберите и продолжите любое предложение:
• На уроке я узнал…
• Сегодня я сумел…
• Я похвалил бы себя за…
– Оцените свою работу. С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующие смайлики.
Личностные: нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные: коррекция, оценка, саморегуляция.