Османова Алия
Конспект урока русского языка в 3 классе «Склонение имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Склонение имен существительных.»
Цель урока : формировать навыки склонения имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе; учить определять падеж существительного; обогащать словарь, восстанавливать деформированные предложения.
(показ слайда 1)
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся «Добрый день»
(Учащиеся стоя проговаривают вслух)
«Быть должны у нас в порядке,
Ручки,книжки и тетрадки,
А девиз у нас какой?
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Склонение имен существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Всё, что надо под рукой»
Садятся: «Спинка прямая, локти у края»
-Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.
(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Актуализация прежних знаний.
Вопросно-ответная работа.
-Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка?
-Учимся грамотно писать, составлять устную и письменную речь.
-Из чего составляем мы свою речь.
-Правильно, из предложений.
-А предложения из чего составляем?
-Конечно же из слов.
-Ребята, на уроках русского языка мы работаем также и над правильной каллиграфией.
Давайте поработаем в тетрадях.
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я,друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
-. Запишите в тетрадях число и слова Классная работа.
II. Чистописание.
(показ слайда 1)
Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз
Золото добывают из земли,
а знания из книг.
- Какое полезное ископаемое добывают в нашей республике?
-Нефть.
-Указать части речи.
- Найти однородные члены. Как они связаны?
III. Словарная работа.
Узнай слово по его лексическому значению.
1. Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования. (библиотека)
2. Тот, кто учится в школе. (ученик)
3. Продукт питания, белая жидкость. (молоко)
4. Сшитые листы чистой бумаги в обложке. (тетрадь)
5. Город-герой, столица России. (Москва)
(показ слайда 2)
Библиотека, ученик, молоко,
тетрадь, Москва.
-Определить число, род.
-Какие существительные употребляются только в единственном числе?
Вывод: Бывают существительные, которые имеют только множественное число или только единственное число.
IV.Сообщение темы. Постановка учебной задачи.
-Ребята, прочитайте и сравните эти два предложения.
Я дала тетрадь ученику.
Я дала тетрадь ученика. (Показ слайда 3)
-Чем они различаются по смыслу?
(В первом предложении указано на то кому дана тетрадь, во втором- чью тетрадь.)
Какая часть слова изменяется?
Окончание.
Как вы уже знаете, изменение окончаний в предложении и называется склонением по падежам.
-Ребята, цель сегодняшнего нашего урока научится правильно склонять имена существительные в единственном числе и различать падежи.
-Рассказ учителя.
Откуда пошли названия падежей?
Он еще не родился, а уже думали какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
(показ слайда 4)
Родился – стал Родительный.
(показ слайда 5)
Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный.
(показ слайда 6)
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный.
(показ слайда 7)
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
(показ слайда 8)
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
(показ слайда 9)
V. Физ. минутка.
VI. Работа над новым материалом.
-Прочитайте вопрос Почемучки на стр. 52. Кто помнит вопрос? Назовите падежи и их вопросы? (на парте прикреплена таблица)
(показ слайда 10)
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего? от, до, из, без, около, с
Дательный (рад) кому? чему? к, по
Винительный (вижу) кого? что? в, во, на, за, про, через
Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, под, над, между,
перед.
Предложный (думаю) о ком? о чем? о, об, в, на, при.
-Просклоняйте слова : ученик, звонок (упр. 109)
-Выделите изменяемую часть слова – окончание.
-Проверьте.
(показ слайда 11)
П р о в е р ь
И. п. кто? ученик, что? звонок
Р. п. кого? ученика, чего? звонка
Д. п. кому? ученику, чему? звонку
В. п. кого? ученика, что? звонок
Т. п. кем? учеником, чем? звонком
П. п. о ком? об ученике, о чем? о звонке
-Прочитайте второй вопрос Почемучки на стр. 52.
Как определить падеж имени существительного в предложении?
(показ слайда 12)
Памятка
Чтобы определить падеж существительного надо :
• Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос.
• По вопросу и предлогу определить падеж:
Над озером кружились чайки.
кружились (над чем) над озером
VII. Закрепление нового.
1)Записать под диктовку.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет…
…
Из каких произведений эти строчки? Кто их автор?
-Подчеркни главные члены предложения.
-Обозначь падеж существительных, являющихся в этих предложениях подлежащими.
2) Восстановление деформированных предложений и запись текста (упр. 110) Определение падежей выделенных имен существительных.
Проверь.
(показ слайда 13)
П р о в е р ь
1. В жаркий полдень шли ребята по
дороге полевой.
2. Вдруг они увидели в поле клубы дыма.
3. Это горела спелая рожь.
4. Коля и Сережа кинулись тушить пожар
5. Миша помчался в село.
6. Вскоре подъехали два трактора.
7. Они стали заваливать рожь пластами свежей земли.
3) Определение падежей имен существительных в единственном числе (упр. 111)
-Подчеркнуть пропущенные буквы, вспомнить правила проверки.
-На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?
VIII. Работа в парах.
-Записать словосочетание, поставить имена существительные в нужном падеже и вставить пропущенные буквы.
(показ слайда 14)
Увидел … (роса)
Лежит на … (ковер)
Проб. жал через (роща)
Прозв. нел в … (глубина)
В. сит на … (стена)
IX. Итог урока.
-Что называется склонением?
-Как определить падеж имени существительного?
X. Дома: упр. 112, памятка, выучить падежи, вопросы, предлоги.
(показ слайда 15)