Алексей Наточеев
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение личных местоимений по родам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Изменение личных местоимений по родам»
Цель: формировать умение определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений.
Задачи:
-установление причинно-следственных связей, постановление логической цепи рассуждений;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Изменение личных местоимений по родам“» размещена в разделах
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-развивать внимание, память, речь, мышление; логические универсальные действия воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь!
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5»
II. Актуализация знаний
Откройте тетради, запишите число классная работа.
1) Словарная работа
Посмотрите на слайд и отгадайте ребус.
– Что это? (Это воскресенье) – записываю на доске
– Подумайте, какое лексическое значение имеет слово «воскресенье»? (Воскресенье — день недели между субботой и понедельником; воскресить - значение связано с религией. Воскресить в значении воскреснуть, возродиться, стать живым.)
Слово в этом значении похоже на слово воскресение, но это другое слово. Оно звучит воскресение.
–Произнесем слово воскресенье.
– Как же правильно пишется это слово. Проговорим слово в слух
– Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.
– Запишите с красной строки с большой буквы словарь. Поставьте двоеточие и запишите слово воскресенье с маленькой буквы.
– Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная о, её надо запомнить и безударная гласная е, её тоже надо запомнить)– выделяю на доске
–Подберем устно однокоренное слово (воскресный) – на доске записываю
–Запомните, что корень в однокоренных словах пишется одинаковым. Запишите однокоренное слово свое или чье-то.
– Составьте предложение с новым словарным словом. Запишите предложение выделяя в словарном слове ударение и безударную гласную, в которой можно ошибиться.
–Какой вывод сделаем? (воскресенье словарное слово)
–Молодцы!
– Сегодня на уроке я познакомились с новыми словарным словам воскресенье.
2) На доске записан отрывок из песни «Родина моя»
Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
- Прочитайте отрывок из песни. Какая часть речи встречается чаще всего? (местоимение)
-Назовите местоимения (я,ты,он,она,мы)
- Что вы знаете о местоимении? (местоимения не обозначают предмет, а только называют его. Местоимения склоняются по числам и лицам)
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, к нам пришли гости (мальчик, девочка и солнце)-картинки на доске
- Назовите их (Ответы детей)-показываю указкой
- Замените местоимением слово мальчик (он)
- Замените местоимением слово девочка (она)
- Замените местоимением слово солнце (оно)
- Назовите число и лицо этих местоимений (3 лицо ед. число)
- Как изменяются местоимения? (по родам)
-Правильно, по родам.
- Назовите тему урока. («Изменение личных местоимений по родам»)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику
а) Упражнение 160 (с. 94)
Откройте учебник на странице 94, номер 160.
- Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Расскажите, журавли,
Как на том краю земли
Зимовали.
— Мы в далёкой стране
По родной стороне
Тосковали.
(П. Воронько)
-Спишите в тетрадь. Разберите по членам второе предложение. (1 ученик работает у доски, остальные в у себя в тетрадях)
-Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим)
- Прочитайте сведения о языке на странице 95. (чтение 1 учеником)
- Как изменяются местоимения 3-го лица ед. числа? (по родам)
- Назовите местоимения мужского, женского, среднего рода. (он, она, оно)
- Что можно сказать о местоимении 3-го лица множественного числа? (не изменяются по родам)
б) Упражнение 161 (с. 95)
Прочитайте.
он
она они
оно
Сирень, тополь, морковь, имя, фамилия, мышь, растение, картофель, птица, воскресенье.
• Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.
• Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Запишите их по образцу.
Образец. Имя (оно… .
он
она они
оно
- Прочитайте местоимения. Назовите лицо, число и род данных местоимений. (устно)
- Выполним задания по образцу. (1 ученик работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)
Образец. Имя (оно…. (на доске)
- Прочитайте имена существительные с местоимениями. Проверим у кого не так. У кого не так, исправьте.
Физкультминутка
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки)
Мы идём и мы поём (шагают)
Раз, два, три (хлопки)
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)
Раз, два, три. (хлопки)
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упражнение 163 (с. 96)
• Прочитайте. Составьте из слов предложения и запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните личные местоимения. Устно определите число, лицо и род местоимений 3-го лица единственного числа. (6 учеников по очереди выполняют свое предложение на доске, остальные работают вместе с ними)
1. Нед. леко, росло, дер. во, от, дома. 2. Было, старое, оно, очень. 3. В. сной, аист, ранней, прил. тел. 4. Долго, осматривал, он, дер. во, старое. 5. Утром, на, уже, дер. ве, аиста, хл. потали, два. 6. Устраивали, они, гн. здо.
• Озаглавьте текст. Устно составьте продолжение текста.
- Как можно озаглавить текст? (Гнездо аистов)
VII. Итог урока
- Что такое местоимение? (местоимения не обозначают предмет, а только называют его. Местоимения склоняются по числам и лицам)
- Назовите местоимения мужского, женского, среднего рода. (он, она, оно)
-Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа? (по родам)
- Что можно сказать о местоимении 3-го лица множественного числа? (не изменяются по родам)
VIII. Рефлексия
Ребят, продолжите фразы:
-На занятиях я узнал ….
-На уроке я учился …
-Мне было трудно…
-Мне понравилось…
IX. Домашнее задание
Упр. 162 (с. 95)