Ольга Осанова
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Путешествие по океану Лексики». (1 ч.)
Тип урока : обобщающий урок-путешествие.
Цель урока : повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.
Планируемые задачи :
1. Обучающая: совершенствовать умение работы со словарем; закрепить умение различать однозначные и многозначные слова, значения слов; закрепить умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы и отличать их друг от друга; находить прямое и переносное значение слов.
Публикация «План-конспект урока русского языка „Путешествие по океану Лексики“ в 5 классе» размещена в разделах
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.
3. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память,
Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке : групповая работа, индивидуальная работа.
Оборудование:
• учебник по русскому языку для 5 класса (часть 1) под редакцией Шанского Н. М., авторы: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М. : Просвещение, 2012;
• карта путешествия по океану Лексика;
• компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по океану Лексики»;
• картинки, иллюстрирующие значения слова «земля»;
• материалы для проведения контрольного теста по разделу «Лексика»;
• рабочие материалы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы с вами отправимся в путешествие!
2. Определение темы урока.
Учитель:
Заранее, заранее все было решено!
Идем сегодня в плаванье, готовились давно.
Хотим проплыть уверенно по океану Слов.
К чему нам быть готовыми? –
У всех один вопрос.
Наш кок, матрос бывалый,
Бывал везде не раз.
Он объяснит нам что к чему.
И дружно мы идем к нему.
“Итак, - он начал свой рассказ, -
Плывем – а он им - РАЗ!
А тут как раз она плыла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – бах! Она им – ух!
Но тут как нас хватил испуг!
А он еще туды пошел,
Но ничего там не нашел!
Ох, испугались мы тогда – с!”
Ого! Вот это и рассказ!
Да, видно опыт перенять –
Что соли пуд крупинками считать!
Мы тоже ничего не поняли. Как вы думаете, почему?
Ученики: У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
Учитель: А как называется наука, изучающая слова?
Ученики: Лексика.
Учитель: Правильно! И океан, в путешествие по которому мы сегодня отправимся, называется океаном Лексики. Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!
3. Работа по теме урока.
Учитель: Вы готовы? Тогда смелее в путь! А чтобы нам с дороги нужной не свернуть, откроем карту и будем следовать по ней (знакомство с картой). Ну а теперь, как говорят моряки: «Поднять якорь, полный вперед!».
Первая наша остановка - порт Мудрость. А в этом порту
…дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ребята, а вы знаете, кто автор этих строк и из какого произведения они взяты?
Ученики: Эти строки взяты из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.
Учитель: Правильно! Этот сказочный кот из поэмы А. С. Пушкина нас первым встречает в начале нашего пути. И пока мы не выполним все его задания и не ответим на все его вопросы, мы не сможем плыть дальше (Показ 2 слайда). Итак, первый вопрос «ученого» кота: «Где можно узнать о лексическом значении слова?» (показ 3 слайда).
Ученики: В словарях.
Учитель: Верно! А теперь кот просит нас, пользуюсь толковым словарем учебника (стр. 175, найти соответствия:
1) брошюра
2) жокей
3) лексикон
4) изморось А) очень мелкий дождь
Б) запас слов и выражений
В) профессиональный наездник на скачках
Г) небольшая книжка
Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах
Молодцы, ребята! С заданием справились! С толковым словарем работать умеете! А у кота для нас уже есть новые задания (Показ 4 слайда). Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…
Ученики: Однозначными.
Учитель: Правильно. А какие слова называются многозначными?
Ученики: Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
Учитель: Верно! Земля – однозначное или многозначное слово? Докажите. Можете пользоваться толковым словарем учебника.
Ученики: Земля – это многозначное слово, т. к. имеет несколько лексических значений :
1. Планета Солнечной системы.
2. Суша (в отличие от водного пространства).
3. Почва, верхний слой нашей планеты, поверхность.
4. Страна, государство.
Учитель: (Показывает картинки, иллюстрирующие значения слова ЗЕМЛЯ). Правильно, ребята! Следующий вопрос: что такое прямое и переносное значение слова?
Ученики: Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу.
Учитель: Ответ правильный. Молодцы. Смотрим следующее задание. Определите, в каком значении употреблено слово: в прямом или переносном.
1. Высокая (гора).
2. Высокое (положение).
Ученики: Высокая (гора) – прямое значение слова. Высокое (положение) – переносное значение слова.
Учитель: Отлично! Мы справились со всеми заданиями «ученого» кота и можем продолжить путешествие.
Впереди остров Три брата (учитель обращает внимание учащихся на карту). На этом острове живут три брата: Омоним, Синоним и Антоним (показ 5 слайда). Они дружелюбны и гостеприимны и очень обидятся, если мы не зайдем к ним в гости. Но сначала давайте вспомним, а кто это такие. Продолжите определения. Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые…
Ученики: Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Учитель: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые…
Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи…
Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Учитель: Замечательно! Молодцы! Теперь можем идти в гости к трем братьям. В первом домике живет Омоним. Он нам очень рад и приготовил для нас интересное задание, с которым, он уверен, что мы справимся (показ 6 слайда). Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
(Я. Козловский)
Ученики: Слова – омонимы: пеночка (пленка на остывшем молоке) – пеночка (птица); овсянка (каша) – овсянка (птица).
Учитель: Отлично! С заданием брата Омонима справились. А братья из соседних двух домиков – Синоним и Антоним – тоже приготовили для нас задание (показ 7 слайда). Есть у нас в классе двое смельчаков, желающих выполнить это задание? Выходите к доске. Один ученик выписывает к слову «веселый» антонимы, а другой – синонимы.
Ученики:
Весёлый Антонимы
Печальный
Тоскливый
Невесёлый
Скучный
Унылый
Грустный Синонимы
Радостный
Ликующий
Мажорный
Жизнерадостный
Учитель: Замечательно! Задание выполнили верно! Продолжаем путешествие. Что у нас впереди? (учитель обращает внимание учащихся на карту). Рифы Веселого настроения (показ 8 слайда).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
И теперь с хорошим настроением прибываем на архипелаг знаний и умений (учитель обращает внимание учащихся на карту). В качестве закрепления пройденного материала я вам предлагаю выполнить небольшой тест (учитель раздает ученикам листы с тестовыми заданиями и чистые листы). Ребята, на чистых листах не забудьте написать свою фамилию. Можно приступать к работе. Времени на выполнение работы отводится 10 минут. Кто все выполнит, сдает свою работу мне на проверку (показ 9 слайда).
Учитель: Ребята, ну вот мы и добрались до самого главного: мы причалили к берегу острова сокровищ (учитель обращает внимание учащихся на карту). Посмотрите, какой большой сундук с сокровищами находится на этом острове. Вы хотите узнать, что в нем спрятано? Давайте посмотрим (учитель поднимает вверх крышку сундука, прилепленную на скотч, показывает ученикам надпись). Наше сокровище – это «слово»! (показ 10 слайда)
Что такое «слово»? Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь, происходит общение и познание мира. Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.
Ученики:
(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера).
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть :
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Ученики:
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Язык наш прекрасный…»).
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ученики:
(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Российский писатель Б. Л. Васильев говорил: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Давайте прислушаемся к этим словам и поймем значимость слова и лексики в целом. Ведь слово нужно уметь не только произносить, но и понимать его смысл, значение. Наше сегодняшнее путешествие по океану Лексика подошло к концу. Мы повторили и закрепили основные понятия темы “Лексика”. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+» (показ 11 слайда) :
• Урок полезен, всё понятно.
• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
• Ещё придётся потрудиться.
• Да, трудно всё-таки учиться!
5. Домашнее задание.
Упражнение 375 (показ 12 слайда).