Кобелева Снежана Николаевна
Конспект урока по математике в 5 классе «Обозначение натуральных чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по теме «Обозначение натуральных чисел»
Разделы: Математика
Цели урока :
• систематизировать и обобщить сведения о числах, дать понятие натурального числа;
• воспитывать познавательные интересы;
• развивать сообразительность, логическое мышление.
Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд, «Математика-5»
Оборудование: красные, зеленые, желтые сигнальные карточки. Раздаточный материал.
1) Организационный момент.
Публикация «Конспект урока по математике в 5 классе „Обозначение натуральных чисел“» размещена в разделах
- Математика, 5 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здравствуйте ребята. Садитесь пожалуйста.
Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом году, стала вашим учителем по математике. Впереди у нас целый год совместной работы, где Вы будете постигать точную науку, а я буду Вам помогать. Я надеюсь, что Ваш класс будет дружным и сплочённым. Ведь впереди нас с Вами ждёт очень много интересных дел. Конечно не всегда будет легко, не всё будет получаться. Но к вам всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учитель.
Ведь учение - это работа, труд, и совсем нелегкий. Кто хочет по-настоящему учиться, хочет прочно и глубоко усвоить знания, тот должен работать ежедневно.
А теперь ребята машем руками те, кто пришел с хорошим настроением. увлекается спортом, танцами, любит математику.
2) Знакомство с учебником.
Ребята, Вы любите путешествовать?
когда путешественник отправляется в путь,он должен хорошо знать дорожные указатели. Тогда он точно определит, где нужно свернуть, где можно остановиться, где получить помощь. Работа с учебником - это все равно, что долгое путешествие по стране Математике. Ведь и в учебнике есть всякие «дорожные указатели», и их смысл надо хорошо понимать. А еще надо ясно представлять, на какие части будет делиться наш долгий маршрут. [ 4]
Возьмите пожалуйста свой учебник по математике и давайте рассмотрим его.
1. Посмотрите на обложку, расскажите, какую информацию несет обложка?
Откройте оглавление. Самые крупные части – главы. Главы делятся на параграфы, а параграфы – на еще более мелкие части, давайте назовем их уроками. Так вот иногда для прохождения 1 урока из учебника, нам понадобиться несколько школьных уроков. Вы часто будете им пользоваться, чтобы найти, например, на какой странице начинается нужный урок. Но можно и разглядывать оглавление и с другой целью – чтобы лучше ориентироваться в изучаемом материале. Так разглядывание карты местности помогает туристу лучше ориентироваться в походе.
Но что делать, если вы забыли объяснение какого-нибудь названия и хотите найти его в учебнике? Тогда надо заглянуть в предметный указатель на стр. 277. Найдите интересующее Вас название. Против него указана страница, на которой и содержится объяснение этого названия.
Закройте учебник, мы к нему еще вернемся.
Следующими нашими помощниками в овладении наукой будут служить наши тетради по математике. Тетрадей по математике у нас будет 3 шт. В 2 тетрадях мы будем записывать все то, что мы узнали на уроке, выполнять домашние задания для лучшего усвоения материала. Домашнее задание проверяется каждый день. 1 тетрадь для контрольных работ, ее нужно принести завтра и сдать мне.
От того, как ведутся записи в тетрадях, зависит многое. Ребята, как вы думаете, как нужно вести свои тетради. Правильные и аккуратные записи в тетрадях важны еще и потому, что математика имеет свой язык, и овладеть математикой - это значит, в частности, овладеть этим языком. А для овладения каким-либо языком нужна большая практика в письме и чтении на этом языке. Запись всего изучаемого материала, решения задач в тетрадях и дает такую практику.
Сейчас мы начнем работать в парах. Работаем дружно, слаженно. Как только выполнили, поднимаем зеленые карточки вверх. Я пойму, что ваша пара готова к ответу.
Но для начала откройте тетради и запишите сегодняшнее число. На уроках математики мы будем записывать число на полях с помощью цифр. Оставьте одну строчку свободной для темы, ее мы запишем позже.
А теперь откройте конверт № 1
Ребята, разгадайте загадки и по начальным буквам ответов составьте и запишите слово. Если справитесь с заданием, то узнаете, с чьей помощью сможете войти в удивительный мир математики. Пара, справившаяся с заданием, поднимает зеленую карточку.
а) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы) б) Я ныряю с головой
В океан из шелка.
Не угонишься за мой,
Я - тонкая.
(Игла) в) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит (Солнце)
г) Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
(Ложка)
д) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец) Получили слово ЧИСЛО.
Какое слово получилось? (число)
Рассказать историю о числах (появление вкратце)
(конверт № 2)
Задание № 1
Ребята, а Вы знаете, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруют, то есть заменяют цифрами. И вот как-то раз в одном городе мальчик, назовем его Петей, решил прослыть самым умным во дворе. Он сказал: «Зашифрую буквы и расскажу всем секретную сказку». Первую букву А он зашифровал цифрой 1, вторую букву Б – цифрой 2 ит. д. Зашифровав девятую букву цифрой 9, Петя запнулся. Ведь осталась только цифра 0, а буквы с таким номером нет. «Ничего, обойдусь и этими буквами! – подумал Петя. – И из них немало слов получится».
Буквы А Б В Г Д Е Ё Ж З
Шифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вот какую засекреченную сказку рассказал Петя во дворе своим друзьям:
Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь, 456 наша 8121?» 565 отвечает : «51, знаю. Она в 3196». -«Но там 86 была морская 936951? И 456 она?» - «Я подарил 67 внучке 196»
Расшифруйте сказку.
Жили-были ___ и. Во дворе у них жили ___и. Приходит однажды ___ и взволнованно говорит: «___! Я вижу только. Ты не знаешь, ___ наша ___?» ___ отвечает : «___, знаю. Она в ___». -«Но там ___была морская ___?
И ___она?» - «Я подарил ___ внучке ___»
На доске записаны числа, которые встречаются в тексте.
Ребята, Вы молодцы, правильно расшифровали сказку.
• Скажите пожалуйста, какие числа Вы встретили в тексте ( отвечают: двузначные, трехзначные, четные, нечетные и т. д.)
78; 51; 86; 67 565; 681; 456; 196 2121; 8121; 2651; 3196;
• Пусть 1 ряд выпишет себе в тетрадь в строчку только двузначные числа, 2 ряд – трехзначные, а 3 ряд – четырехзначные числа
78; 51; 86; 67 565; 681; 456; 196 2121; 8121; 2651; 3196;
0, 2, 3, 4, 9 0, 2, 3, 7 0, 4, 7
• Ребята, посмотрите внимательно, какие цифры не использованы в написании чисел? Запишите эти цифры во 2 строчке.
• Составьте из неиспользованных цифр наименьшее и наибольшее число.
20349 и 94320 2037 и 7320 407 и 740
• Расставьте числа в порядке возрастания и убывания
Ребята, Вы все молодцы. Скажите пожалуйста, как Вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
1. Молодцы, числа. Но числа не простые, сегодня мы рассмотрим те числа, которые мы применяем, когда собираемся что то подсчитать. У них есть особое название – «Натуральные числа». Запишите тему урока.
2. Скажите, пожалуйста, где в жизни мы встречаемся с числами? (ответы детей)
3. Можно даже стихи составить из чисел. Послушайте. Например
считалка: 2 12 46, 48 3 06. 33 1 102, 8 30 32.
Марш: 18 17! 18 16! 115 13 3006! 90 17! 90 16! 240 110! 526!
Грустный: 511 16, 5 20 337, 712, 19, 2000047
4. Скажите ребята, а почему Петя в своей сказке не использовал цифру 0? (для нее не нашлось буквы) Правильно, ведь подсчет букв и других предметов начинается с единицы. Поэтому цифра нуль не входит во множество натуральных чисел.
5. Значит самое маленькое натуральное число – это 1. А самое большое? Его нет. (Ведь даже к самому большому из названных чисел мы можем добавить «да еще один» и получить еще большее число.)
6. Ряд чисел, который начинается с 1 и каждое следующее число больше предыдущего на единицу, называется «натуральный ряд чисел», не путайте с рядом натуральных чисел.
• Как вы думаете, какой ряд чисел является натуральным : (на доске, фронтальная работа)
a) 1,2,4,6….
b) 2,3,4,5,6,7,8….
c) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11….
Еще больше Вы узнаете о натуральных числах, когда прочитаете дома п. 1 учебника на стр. 5. Вы сегодня хорошо поработали.
Откройте дневник и запишите Д/ з : стр. 5 п. 1. прочитать, ответить на вопросы. Стр. 9 № 23, 28
Рефлексия. Ребята, скажите пожалуйста:
• Вам понравился урок?
• Поднимите зеленую карточку, если Вам все было понятно.
• Поднимите желтую карточку, если не до конца разобрались в том, что делали
• Поднимите красную карточку, если совсем ничего не поняли.
До свидания ребята. Спасибо за урок.
Использованная литература:
1. https://zagadki.info/detyam/chasy.html
2. https://zagadki.info/zag/igla.html
3. https://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-solntce
4. https://zagadki.info/zag/lozhka.html
5. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. Автор Шеврин Л. Н., Гейн А. Г., Коряков И. О., Волков М. В.