Сидорова Наталья
Конспект урока по технологии «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения» 6 класс
Цель урока : познакомить учащихся с производством тканей на основе натуральных волокон животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей
Задачи:
- знать основные понятия и термины : шерсть, шёлк, тутовый шёлкопряд, руно.
- развивать внимание, наблюдательность, целеустремленность, познавательный интерес.
-воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважение к окружающим, патриотизм.
Публикация «Конспект урока по технологии „Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения“ в 6 классе» размещена в разделах
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Тип урока : комбинированный.
Вид урока : урок усвоения и закрепления новых знаний.
Краткое описание урока :
Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон.
Методическое обеспечение урока :
1. Материально-техническая база :
- кабинет технологии;
- мультимедиа, компьютер;
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник «Технология» 6 класс Е. С. Глозман, Щ. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, Е. Н. Кудакова М. «Просвещение» 2023г. ;
- рабочие тетради;
- презентации;
- раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Шерсть» и «Шёлк», иллюстрации)
3. Материалы для контроля знаний учащихся;
- карточки-задания
- образцы волокон.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, закрепление материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуально – групповая;
План урока
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
2. Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме урока, объяснение получения тканей, рассказ об истории производства тканей, знакомство с коллекциями, просмотр презентации.
3. Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы.
4. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
5. Постановка домашнего задания.
Ход урока
С древнейших времен человек защищал себя от непогоды с помощью одежды. Сначала одеждой служили шкуры зверей, листья, трава, древесная кора. Научившись искусству прядения и ткачества, человек использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил применять для изготовления тканей волокна культурных растений и шерсть домашних животных (показ слайда).
В прошлом году мы с вами познакомились с волокнами и тканями растительного происхождения.
Ребята, назовите, какие вам известны волокна растительного происхождения (хлопок, лен, конопля, джут).
А какие ткани из волокон растительного происхождения вы знаете? (льняные, хлопчатобумажные).
Знаете ли вы, шерсть каких животных люди используют для изготовления нитей и тканей?
Технология производства шерстяного волокна.
Волосяной покров, снимаемый с животных стрижкой и вычесыванием в период линьки, называется шерстью. В промышленности для изготовления шерстяных тканей чаще всего используется шерсть овец, а также коз, верблюдов и других животных.
Животные, шерсть которых используется для производства тканей.
Производство шерстяного волокна начинается со стрижки овец. Шерсть, снятая с одной овцы, называется руном. Состриженная шерсть тщательно сортируется, поврежденные волокна отбрасываются, оставшиеся сортируют по цвету, волнистости, толщине и длине.
Далее шерсть сортируют, сушат, прессуют и отправляют на завод. На заводе шерсть с помощью станков с металлическими щетками разделяют на волокна. Следующий этап обработки шерсти – камера смешивания, где волокна приобретают однородную структуру. Затем шерсть расчесывают валиками с проволочными зубцами, чтобы разделить волокна на пряди и удалить с них остатки грязи и пыли.
После процедуры расчесывания получается ровное и гладкое волокно, которое еще раз разделяют и скручивают в тонкие пряди, называются ровницей. Для прочности ровницы нити растягивают и скручивают, что делает нить очень крепко. Готовую нить пряжи наматывают на бобину, затем из неё ткут ткань.
Технология производства шёлкового волокна.
Слышали ли вы что-нибудь о Великом шёлковом пути?
Вели кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название (показ слайда).
Натуральный шёлк получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда.
Тутовый шё лкопряд: гусеница, бабочка и кокон.
Бабочка тутового шёлкопряда в течении своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинки питаются листьями тутового дерева, они очень много едят, и их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе, затем вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть, кокон. Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000м, они очень тонкие. От количества объединенных нитей зависит, какой вид материала из них получится в последующем и какой будет структура шёлковой ткани (показ слайда).
Получаемая нить называется шёлком-сырцом. Цвет коконных нитей белый, слегка кремовый, а длина его может достигать 1,5 км. Шёлкова нить очень прочная, хотя тоньше человеческого волоса в 8 раз (показ слайда).
Запись в тетрадь:
Свойства тканей :
-физико-механические: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость.
-гигиенические: теплозащитность, гигроскопичность, воздухопроницаемость,
намокаемость, пылеёмкость.
-технологические : усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах,
способность ткани изменять форму при ВТО, прорубаемость.
Вопросы для закрепления знаний.
1. Шерсть каких животных используют для производства пряжи и ткани?
2. Расскажите о том, как получают шёлк-сырец.
3. Чем питаются гусеницы шелкопряда, которые вырабатывают шёлковую нить?
4. Почему шерстяные ткани обеспечивают комфорт телу человека и в жару, и в холод?
Домашние задание.
Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение на тему «Великий шёлковый путь». Свой рассказ можете сопровождать мультимедийной презентацией.