наталья ишимова
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Русская народная сказка «Лиса и журавль» по кейс-методу
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии.
Тема урока : Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цели:
1) получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей;
2) закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
1) познакомить учащихся со сказкой “ Лиса и журавль”;
2) развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
Темочки:
- Журавль, журавлик
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Перелетные птицы
- Русский язык, 1 класс
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
3) развивать навык выразительного чтения по ролям;
4) при работе в группах применить кейс-технологию;
5) воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
УУД
Личностные:
-осознавать значимость чтения;
-испытывать потребность в систематическом чтении;
-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
-высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
Познавательные:
-искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу с помощью применения кейс - технологии;
Регулятивные:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
-осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности:
- умения ответить на поставленный вопрос;
- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
- словесное иллюстрирование прочитанного;
- составление краткого отзыва о прочитанном.
Оборудование:
Кейсы для 6 групп, иллюстрации лисы и журавля.
1. Организационный момент. (звучит музыка «В гостях у сказки»)
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы знаете, что сказки бывают разные. Они делятся на несколько групп. Назовите эти группы сказок.
-Ученики отвечают (народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые). (Слайд)
3. Включение в систему знаний.
Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Ученик: - Лиса (Слайд)
Учитель: - Следующая загадка
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Ученик: - Журавль (Слайд)
- Назовите тему сегодняшнего урока. ( Д: Сказка «Лиса и журавль»)
4. Изучение нового материала.
а) Слушание сказки (аудио запись). 2,19 мин
-Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить непонятные слова.
- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я вывесила на слайд.
б) Словарная работа. (Слайд). Сначала на экране слова столбиком, потом только показываю значение.
Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника. Сама стряпала – сама приготовила пищу. Не обессудь – не суди строго. Потчевать – угощать. Досада – обида, чувство неудовольствия. Несолоно хлебала – обманулась в ожидании. На родинах – на дне рождения у младенца
- Какие слова вам еще были не понятны?
в) Чтение сказки учащимися по абзацам. (хорошо читающие) Открываем учебники на стр. 30 (три ученика) г) Анализ сказки
- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)
- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)
- Правильно ли поступила лиса?
- Как повёл себя журавль?
- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей) Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.
5. ФИЗМИНУТКА
- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и правильно жить.
(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята, молодцы, умеете дружить.
- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной. (Читаю)
Жили две подружки Лена и Марина.
Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать картины художников. Она была мечтательной и спокойной.
Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была подвижной, шустрой и активной девочкой.
Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом, попрощавшись с Леной, ушла домой.
В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с радостью скатывалась с горки, прыгала с трамплина и получала удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.
С этого дня девочки стали редко видеться.
Почему так произошло? Как спасти дружбу девочек? Чтобы найти решение этой проблемы, мы будем работать в группах.
(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)
6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается 10 мин.
1 группа
1). Придумайте счастливый конец истории.
2). Составить СИНКВЕЙН на слово ЛИСА.
2группа
1). Придумайте счастливый конец истории. 2). Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:
Лиса наварила манной каши.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
Лиса угощает журавля.
Лиса с журавлём подружились.
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
3 группа
1). Придумайте счастливый конец истории.
2). Составить СИНКВЕЙН на слово ЖУРАВЛЬ.
4 группа
1). Придумайте счастливый конец истории.
2). Чтение сказки по ролям. Распределите роли и разыграйте диалог.
5 группа
1). Придумайте счастливый конец истории.
2). Составить СИНКВЕЙН на слово СКАЗКА.
7. Выслушивание ответов групп.
Проверка в 2 этапа.
I-слушаем у всех групп конец истории
II-слушаем вторую часть задания.
Дополнительное задание для всех, если останется время. (Слайд).
Какая пословица подойдет для нашей сказки?
Делу время, потехе час.
За добро добром платят.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Хороший гость дому радость.
Гостю щи не жалей, а побольше лей.
Умей в гости звать, умей и угощать.
8. Итог урока.
Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы повели себя в этой ситуации? Выберите подходящие для вас фразы. (Рефлексия. Индивидуально)
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Закончите предложение. На примере русской народной сказки и девочек мы узнали для себя, что надо… (заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным). Ответьте на вопрос. Полезно ли читать? (Можно ответить хором).