Надежда Казакова
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе «Планета знаний. Кот ворюга (К. Паустовский) «
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа «Планета знаний».
Тема : К. Паустовский «Кот ворюга»
Организационный момент. Актуализация знаний.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых.
И серьёзных и весёлых.
-С каким разделом начали работать? (Братья наши меньшие)
-Какие произведения помещены в этот раздел? (Произведения о животных)
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе „Планета знаний, Кот ворюга (К, Паустовский) „» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Паустовский К. Писатель для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-Каких авторов вы уже знаете, которые писали о животных. (Михаил Пришвин, Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Виталий Бианки и т. д.).
Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы будем читать произведение уже известного нам автора Константина Паустовского «Кот-ворюга». Слайд2
- Как вы думаете, про кого это произведение?
- Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
- Поставьте учебные задачи урока. Закончите предложения:
На доске:
Узнать… о каком коте идет речь, о творчестве К. Паустовского
Развивать… технику чтения, читательские умения.
Учиться …. анализировать произведение, главных героев.
Определить (главную мысль).
Оценивать …поступки героев.
- Причитайте эпиграф. ( Эпиграф: Добро всегда добром возвращается.). Слайд 3
- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
Сведения о писателе.
- Вспомните, какие произведения писал К. Г. Паустовский? (Барсучий нос, Заячьи лапы, Первый зимний день, Подарок). Слайд 4
- Что вам известно об этом писателе? О ком и о чём писал К. Паустовский?
- Давайте послушаем небольшое сообщение о К. Г. Паустовском. Слайд 5
Родился Константин Георгиевич Паустовский в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском.
Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Константина Георгиевича Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.
К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
- Что запомнили из биографии писателя?
Работа с текстом до чтения.
- Как называет автор кота в названии?
Сравните: вор, воришка, ворюга. Слайд 6
- Что общего у слов?
–О ком так говорят?
(Вор - тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)
- Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
- Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих).
Словарная работа. Слайды 7-12
-В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать.
Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.
Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.
Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.
Объяснение нового материала. Знакомство с рассказом Кот-ворюга. (Чтение с остановками)
Первичное чтение
-Сейчас вы послушаете произведение, после необходимо будет ответить, понравилось ли произведение и к какому литературному жанру оно относится.
Откройте с. 96
Чтение первой части. (читает учитель до слов «Дом был маленький….)
– Как характеризует кота автор?
-Какие чувства вызывает у вас кот? (негодование, желание наказать).Д
– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Почему он воровал?
- Как вы думаете, поймают ли кота?
Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?
-Какие чувства вызывает у вас кот? (жалость) Д
Остановка во второй части.
– Как вы думаете, что сделают с котом?
Чтение второй части до конца.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.)
– Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
-А сейчас какие чувства вызывает у вас кот? (Восхищение, гордость) Д
-Понравилось ли вам произведение?
- К какому литературному жанру относится это произведение и почему вы так решили?
(Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько действующих лиц.).
- Какие ещё есть действующие лица, кроме главного героя –кота?
(Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.)
- Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка кота)
- В чём заключается развязка в этом произведении?
(Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.)
- Кто увидел и рассказал эту историю?
(В ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор - одно лицо).
Физкультминутка «Кошка»
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
Повторное чтение и анализ текста.
- Чтобы определить главную мысль будем читать вдумчиво и внимательно, проведем анализ текста.
- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
- Как вы понимаете слово «отчаяние»? (Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности).
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
Для составления портрета КОТА вы поработаете в группах.
( На столах у групп карточка: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка).
1 – я группа внешний вид: с. 96, 98.
Рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе.
Характеристика: (вывод)
Видно, что этот кот ___и ___, постоянно участвует в ___, бродяжничает, у него нет. У нас он вызывает чувство. Ведь довёл его до такого состояния.
2 – я группа действия и поступки с. 96-97 ( слова-опоры: смелый, самостоятельный, решительный, выжить.)
Обворовывал, ловко прятался, воровал всё : рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой.
Характеристика по описанию: (вывод)
Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка, т. е. на лицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить.
3 – я группа авторская оценка. Найти в тексте отношение автора и сделать вывод, как автор относится к коту) с. 96
Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник.
Характеристика по описанию: (вывод) :
Автор осуждает кота за бандитские проделки о одновременно испытывает жалость, т. к. называет кот- беспризорник.
4 – я группа действия и поступки с. 100 ( слова-опоры: смелость, храбрость, изменился).
Прижился, перестал воровать, совершил благородный и неожиданный поступок.
Характеристика по описанию: (вывод)
Кот проявил смелость и храбрость в поступке, он изменился благодаря вниманию людям, благодарный.)
5 – я группа авторская оценка. Найти в тексте отношение автора и сделать вывод, как автор относится к коту) с. 100-101.
Характеристика по описанию: (вывод) :
Хозяин, сторож, Милиционер.
Автор испытывает чувство гордости, радости за кота, показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
– Мы составили схему, а схема – это текст. Чего не хватает у нашей схемы? (Заголовка).
- Какой заголовок подходит к первому столбику? (Ворюга).
-Ко второму? (Милиционер).
- Что заметили, что произошло? (Превращение кота ворюги в милиционера).
– Какое качество людей помогло так измениться коту? (доброта)
Осмысление авторской идеи.
- Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту? (Добро всегда добром возвращается)
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.
Воровал Поймали Накормили Изменился
(Сначала (что делал? (затем он) (что с ним сделали? (как он себя повёл? (кем он стал для хозяев?Хозяин и сторож.)
-Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
- Что поняли люди? (Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же.)
-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.
-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.
Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.
Но потом – сочувствие, жалость.
- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас,читателей, важную вещь:
Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.
Ответили мы с вами на вопрос, который возник в начале урока?
Так, какой же кот (В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.
Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.
Много бездомных котов, как вы, дети, не имея финансовой поддержки, можете им помочь? (листовки, плакаты,
– Только ли с котом могла произойти такая история?
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Было интересно…
Я понял, что.
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни….