наталья пичко
Конспект урока по литературе «М. Горький «Самовар». Создание образа героя
▼ Скачать +Заказ
Цель: учить детей составлять характеристику героев произведения на основе наблюдения за авторским словом.
Тип урока : знакомство с новым материалом.
Дата:24.11.18
Личностные УУД:
• Формирование культуры диалоговых отношений
• Формирование чувства любви к родной стране, донскому краю
• Формирование способности к саморазвитию
Познавательные УУД:
• Наблюдение за изобразительными средствами — олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров.
• Наблюдение за разными авторскими приемами.
Публикация «Конспект урока по литературе „М, Горький „Самовар“, Создание образа героя» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература. Уроки литературы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Создание «описания» неживого предмета в роли одушевленного существа.
• Моделирование развернутого ответа по теме.
• Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.
Коммуникативные УУД:
• Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.
• Умение рассуждать, вести диалог.
• Сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместного решения общей проблемы
1. ОНУ
-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Я надеюсь, у нас всё получится.
2. Целеполагание. А что вы ждёте от нашего урока? – А что нужно делать, чтобы урок получился?
- В конце урока посмотрим, оправдались ли наши ожидания…
Сегодня на уроке мы постараемся создавать словесные портреты, образы литературных героев.
А вот о чём пойдёт речь на нашем уроке, вы узнаете из загадки: (Слайд 1)
Внутри горит, кругом бурлит,
Вода кипит, пить чай велит,
Сверху пар валит. (Самовар)
1. Историческая справка Первые упоминания об этой русской чайной машине относятся к 1745 году.
Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гуляния. Это были дорожные самовары, необычные по форме и удобные в транспортировке. (Слайд 2,3,4)
Посмотрите, как устроен самовар. (Слайд 5)
Это самовар современный, электрический. А раньше, внутри самовара была колба, в которую складывали лучинки или угольки, когда их поджигали, вода вокруг колбы закипала. Чтобы разжечь угли, пользовались сапогом. Самовар стоял на подносе, чтобы капли воды не капали на скатерть. А чтобы самовар перестал кипеть, пользовались тушилкой, которой прикрывали колбу.
Самовар называли генералом стола. На Руси считалось, что Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело.
-Не так давно вы ездили в Аксай, и посетили почтовую станцию. Давайте вспомним, о каких донских традициях чаепития вы там узнали.
-А сейчас давайте прочитаем произведение Алексея Максимовича Горького «Самовар». - Во время чтения, обращайте внимание на речь героев, которая передаёт их настроение и отношение к поведению других. 5 мин.
Дети читают текст по частям.
- К какому жанру относится это произведение?
-Как автор относится к главному герою- самовару? 20мин.
4. Работа в группах. В сказке есть слова и выражения, которые описывают внешность и характер героев, найдите их и заполните таблицу. Попробуйте составить словесный портрет, пользуясь таблицей.. Договоритесь о своей роли в группе
Когда представитель группы выступает, на доску вывешивается карточка с названием героя.
Самовар, чайник, сливочник, сахарница, тушилка, чашки.
5. Синквейн 30мин
Составим синквейн о самоваре
1. Самовар
2. Маленький, пылкий
3. Хвастался, кипятился, распаялся
4. Чтобы передать самое главное в характере, воспользуемся пословицей. Какая больше всего подходит?
Легко хвалиться- легко и свалиться.
5. «Генерал стола». 35 мин
6. Рефлексия.
- Вам понравился урок? Что вам запомнилось?
7. Итог. Итак, что мы сегодня на уроке учились делать? (составлять словесный портрет героев)
8. Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру от лица предмета, как о живом существе. (Заброшенная мельница, воспитанный будильник, задумавшийся светофор.)