Оксана Флягина
Конспект урока по изобразительной деятельности «Осенний калейдоскоп». 4 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осенний калейдоскоп
».
Тип занятия – комбинированный
Цель: Обобщить знания младших школьников о жанрах изоискусства
(портрет, натюрморт) через их объединение в творческом задании при
работе с папье – маше и природным материалом.
Задачи:
- Закрепить знания младших школьников по жанрам изоискусства, через
знакомство с репродукциями картин известных художников (Людмилы
Архиповой, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Сергея Смирнова,
Джузеппе Арчимбольдо, с фотоработами Клауса Энрике;
- развивать зрительное восприятие, творческое мышление, фантазию,
Публикация «Конспект урока по изобразительной деятельности „Осенний калейдоскоп“, 4 класс» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Материалы для воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
умение воплощать свой замысел в работе;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности младших
школьников через приобщение их к традициям своего народа, изучение
изодеятельности художника, формирование эстетического вкуса.
Оборудование: для учеников – лист А4 (цветной картон, формы из папье-маше, осенние листья (гербарий, краски (гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки, клей ПВА; фартук, нарукавники.
для учителя – ТСО – презентация из репродукций картин в жанре пейзаж, натюрморт, портрет; элементы костюмов сказочных героев (корона осени, осенние листья, колпаки ярмарочных зазывал, плакат «Осенний калейдоскоп».
Сценарий занятия:
I.Организационно - мотивационный этап. (1-2 мин)
1. Приветствие. Проверка готовности младших школьников.
2. Чтение загадки:
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Читает ученица:
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - ….? (осень) (ученица - "Осень" появляется перед ребятами).
- Правильно угадали, молодцы!
- Многие поэты, музыканты посвятили мне свои произведения, но запечатлеть мой образ на века может только творчество кого? (художников)
- Да, вы правильно заметили.
Учитель:
- Осень, мы рады тебе! Полюбуйся вместе с нами на работу известного художника, который посвятил её тебе.
- А вы, друзья мои, попробуйте вспомнить как называется это произведение?
II. Поисковый этап. (15 мин)
1. ТСО - работа по слайду № 1 презентации : звучит музыка Вивальди при появлении картины И. Левитана «Золотая осень».
- Какое настроение вызывает такая красота осени и почему?
(Своими золотыми, тёплыми красками образ осени
вызывает восхищение, радостное настроение)
- Да, вы правы, у меня тоже возникло такое настроение.
- Ребята, вы вспомнили название этого произведения?
(Осенний пейзаж, «Золотая осень» И. Левитана)
- Молодцы, правильно ответили! Что такое пейзаж? (Это изображение природы.)
2. Закрепление значения понятия «Натюрморт».
- Ребята, осенью природа меняет свой наряд на золотой.
А что же ещё происходит осенью? Послушайте стихотворение и ответьте на этот вопрос.
/ чтение стих. Т. Боковой «Праздник Урожая» 2-мя подготовленными учениками /
1-й ученик:
«Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды».
2-й ученик:
«На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!»
- Молодцы, ребята! Выразительно рассказали!
- Так что же ещё, происходит осенью? (сбор урожая)
- Правильно! Именно так и называется это стихотворение : «Праздник урожая», Татьяны Боковой.
/ТСО – работа по слайду №2 с изображением натюрморта «Натюрморт с фруктами и фиалками». Архипова Людмила. /
- Ребята, посмотрите на работу художника Людмилы Архиповой.
Скажите, какие чувства она вызывает у вас и почему?
(Радостное, потому написана яркими, тёплыми красками;
вкусное, потому что изображены спелые, сочные плоды)
- Вспомните, как называют картины с похожими сюжетами? (натюрморт)
- А что такое натюрморт? …это изображение предметов неживой природы)
- Как бы вы назвали этот натюрморт? («Натюрморт с фруктами»)
- Друзья мои, вы – молодцы!
Почти правильно угадали – это «Натюрморт с фруктами и фиалками».
3. Краткая беседа о традициях своего народа.
/ ТСО – работа по слайду № 3 - изображение ярмарки Бориса Кустодиева «Ярмарка» с музыкальным сопровождением русской народной песни «Барыня» /
- Осенью, дети, люди не только занимались сбором урожая, но и веселились.
/Выбегают ярмарочные зазывалы – «торговцы» и хором говорят…:
«Мы – ребята удалые!
Мы – ребята озорные!
Веселимся и поём!
Всех на ярмарку зовём!»
/ Физминутка: движения под музыку проводят торговцы /
- Ярмарка? Что это такое? Когда она появилась? – об этом нам сейчас расскажет…
(делает сообщение подготовленный ученик)
/ТСО - Просмотр слайда № 4 – «Ярмарка» Сергея Смирнова
/Краткое сообщение о ярмарке/
Ярмарка – значит торговля. В старой России ежегодно устраивали до 3000 ярмарок. Первые ярмарки появлялись на пересечении торговых дорог, трудно было пройти мимо, ведь это ярмарка! На ней продавали разные товары: плодовый урожай для запасов на зиму, сладости, предметы быта, орудия труда, домашний скот и другое.
На ярмарке люди не только продавали и покупали товары, но и общались, делились своим мастерством.
Одной из самых известных на Руси ярмарок была Курская Коренная, которая славилась большим количеством товаров, урожаем. Одним из символов урожая Курского края стало яблоко – «Антоновка». Вячеслав Клыков, скульптор-земляк в нашем городе установил скульптуру, посвящённую ежегодным большим урожаям этого вкусного яблока.
Куряне чтут свои традиции, поэтому Коренная ярмарка дошла и до наших дней. С каждым годом она становится всё популярнее.
- Спасибо за интересное сообщение.
- Мы снова продолжаем говорить о творческой работе художников, которые в своих картинах восхищаются красотой трудящегося человека.
/ТСО - слайд№5 – Портрет трудящегося человека
(З. Серебряковой «Жатва», «Крестьянка с квасником»)/
- Дети, скажите какое настроение вызывают картины Зинаиды Серебряковой и почему?
(радостное из-за ярких красок, улыбающихся, лиц женщин – тружениц)
- Вспомните, как называются в изоискусстве картины с таким сюжетом? (портрет)
- Молодцы, не забыли! Ребята, а что такое портрет? (изображение человека)
- Правильно!
III. Практический этап. (20 мин)
1. Сообщение задания, требования к работам учеников:
– Ребята, мы вспомнили с вами сейчас жанры изоискусства – «портрет» и «натюрморт».
Подумайте, как можно объединить эти жанры в нашей работе. Маленькая подсказка вам – обратите внимание, что лежит у вас на столах - это поможет угадать задание на сегодняшнем занятии.
(Мы создадим портреты сказочных осенних героев из фруктов и овощей из папье – маше).
/ ТСО - слайд № 6,7 – Портреты и фотографии сказочных существ из осенних плодов Джузеппе Арчимбольдо и Клауса Энрике)
- Молодцы, вы угадали!
- Посмотрите на работы художников, которые создали такие необыкновенные, интересные образы.
- Перед вами портрет римского монарха Рудольфа II в виде бога Вертумна (римского бога плодородия и растений) Джузеппе Арчимбольдо, итальянского художника.
- Чем интересен такой портрет? (Тем, что создан из овощей и фруктов)
- Клаус Энрике, фотограф из Нью-Йорка, создал ряд оригинальных портретов, изготовленных исключительно из овощей, фруктов и цветов.
ПРОСМОТР слайдов : Ребята, как вы думаете, что помогает художникам создавать такие образы?
(фантазия, основа – лицо человека с его чертами.)
ЗАДАНИЕ:
- Сейчас, дорогие мои, вам нужно создать сказочные осенние образы из папье – маше в виде фруктов и овощей.
Как можно выполнить такое задание, как вы думаете?
(На основу - «голову» наклеить папье – маше (осенние плоды как черты лица – глаза, нос, рот, а осенние листья – использовать вместо волос. Потом раскрасить получившуюся голову подходящими красками в цвет осенних плодов).
- Правильно! Молодцы! Вижу вы уже включили свою фантазию.
2. Самостоятельная работа под наблюдением учителя.
Повтор правил работы с художественными материалами.
- Дети, если у вас возникнут вопросы – поднимите руку. Ваши осенние образы должны быть яркими, выразительными, аккуратными. Придумайте им названия.
IV .РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)
1. Экспресс-выставка, любование работами.
- Ребята, скажите какое настроение вызывают ваши работы у вас? Почему такое?
(Хорошее, потому что мы старались)
- Дети, представьте своих героев.
- Молодцы! Очень интересно.
- Ребята, как вы думаете, где ещё можно использовать такие необыкновенные образы?
(Как маска для сценок в классе, для подарка на праздник)
- Верно!
- Скажите, вам понравилось наше занятие? Чем?
-Спасибо за внимание! Вам, дети – за старание!
2. Беседа с «Осенью».
Осень:
- Ребята – молодцы!
- Вы сегодня танцевали, весело играли, хорошо потрудились!
- В память о нашей сегодняшней встрече хочу вам подарить осенние букетики. Сберегите их! До следующей встречи!
Дети:
- Спасибо,Осень! До встречи!