Лучший педагог года

Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»

Екатерина Михайлова
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока на тему : В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович».

На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; научимся анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать.

Публикация «Конспект урока „В, Ф, Одоевского сказка „Мороз Иванович“» размещена в разделах

На столах у каждого из вас лежит лист, по которому вы будете работать.

Какой самый любимый праздник у детей зимой? А откуда пошла традиция отмечать новый год? Как в старину его праздновали? Сейчас мы с вами узнаем.

Каждая группа выберет сейчас себе задание:

- Как отмечали новый год раньше?

- Почему елка является символом нового года?

- Как появились первые елочные игрушки?

Дети: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Учитель: А почему елка является символом новогоднего праздника?

Дети: Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Узнав божественное знамение, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой звезда еще ярче засияла…

Учитель: Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?

По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке. По той причине, что в этот год был неурожай яблок - а именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок.

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.

Работа над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Учитель: Сказки - мудростью богаты

Сказке - скажем “Приходи”!

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Учитель: Что же такое СКАЗКА?

Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.

Учитель: Какая бывает сказка?

Учитель: Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)

Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский).

Учитель: Давайте вспомним, кто такой В. Ф. Одоевский.

(Ученик рассказывает :

Одоевский Владимир Федорович (годы жизни 1803 - 1869 гг.)- русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель.

Родился 30 июля (11 августа н. с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне.

(В 1816 - 22 Учился в Московском университетском благородном пансионе.)

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом».

Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Первые свои произведения для детей Одоевский помещает в периодических изданиях, чаще всего в «Детской библиотеке» А. Очкина и Львова.

При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847, «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840, «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847). В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи.

Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, музыке, также активно занимается общественной деятельностью.

Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н. с.) 1869 в Москве).

Учитель:- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите. вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок?

-- Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович).

Портрет (Мороза Ивановича).

Учитель: Ребята, он понравился вам в сказке?

Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой). А вот и еще один герой сказки?

Учитель: Вот следующая героиня сказки. Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница) Портрет (Рукодельницы)

Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).

Сценка (по ролям).

Сейчас давайте почитаем по ролям, как Рукодельница и Мороз И. встретились.

( Девочка: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович : Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать….)

Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное).

Учитель: Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?

Физминутка:

Пусть дорога нелегка,

И замерзли мы слегка

Руки мы сейчас согреем

Все на свете мы умеем.

Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Портрет Ленивицы.

Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень.) Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)

Найдите и прочитайте это предложение.

Ответы на вопросы по командам:

Сейчас мы поделимся на команды (3 команды). Я раздам каждой команде по вопросу. И вам нужно на них ответить.

1 команда: Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец) .

2 команда: Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти) .

3 команда: Как рукодельница могла вернуть ведёрко? (За него она должна была три дня прослужить.)

Выборочное чтение.

1команда: Прочитайте, как отблагодарил дед Рукодельницу.

2команда: Что наказывала нянюшка Ленивице?

3команда: Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы.» до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил.». (Автор, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович)

Учитель: В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)

Словарная работа:

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Студеная – холодная

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

Понадулась – обиделась.

Публикации по теме:

«Здравствуй, сказка! Здравствуй, ёлка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году«Здравствуй, сказка! Здравствуй, ёлка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году "Здравствуй, сказка! Здравствуй, елка! Здравствуй, Дедушка Мороз!" Оформление группы к Новому году Мавлютова Рузалия Дети всегда ждут чуда.

Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

Лепка из пластилина «Дед Мороз, Дед Мороз! Он подарки нам принёс!» (вторая младшая группа) Дед Мороз, Дед Мороз он подарки нам принёс! (лепка) Организационный момент. -Ребята, какой праздник приближается? (Новый Год) -А кто главный.

Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Задачи:.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

«Изостудия» для детей 7–8 лет. Конспект урока в 1 классе «Сказка «Три братца» Д/о «Изостудия» 1 класс. Тема занятия: «Сказка о красках». Цель: развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Разумова Юлия Владимировна Урок литературного чтения 3 класс Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света»Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света» Сценарий детского кукольного спектакля «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует во круг света».По книге Штонер Ану и Генрика.

Сценарий Новогоднего театрализованного представление по мотивам сказки «Мороз Иванович» для детей 5–7 лет Звучит сказочная мелодия (ЗВУК 1) Ведущий - С Новым Годом поздравляю, и больших и малышей! Счастья всем, добра желаю, и морозных ясных дней.

Сценарий открытого показа театрализованного представления с элементами кукольного театра «Мороз Иванович» Мороз Иванович (По сказке В. Ф. Одоевского) Ведущая: В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Нянюшка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»
Опубликовано: 28 января 2019 в 11:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД