Екатерина Михайлова
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока на тему : В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович».
На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет речь на сегодняшнем уроке?
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; научимся анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать.
Публикация «Конспект урока „В, Ф, Одоевского сказка „Мороз Иванович“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На столах у каждого из вас лежит лист, по которому вы будете работать.
Какой самый любимый праздник у детей зимой? А откуда пошла традиция отмечать новый год? Как в старину его праздновали? Сейчас мы с вами узнаем.
Каждая группа выберет сейчас себе задание:
- Как отмечали новый год раньше?
- Почему елка является символом нового года?
- Как появились первые елочные игрушки?
Дети: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.
Учитель: А почему елка является символом новогоднего праздника?
Дети: Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Узнав божественное знамение, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой звезда еще ярче засияла…
Учитель: Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?
По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI веке. По той причине, что в этот год был неурожай яблок - а именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок.
На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.
Работа над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Учитель: Сказки - мудростью богаты
Сказке - скажем “Приходи”!
Это присказка ребята
Но, а сказка впереди.
Учитель: Что же такое СКАЗКА?
Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.
Учитель: Какая бывает сказка?
Учитель: Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)
Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский).
Учитель: Давайте вспомним, кто такой В. Ф. Одоевский.
(Ученик рассказывает :
Одоевский Владимир Федорович (годы жизни 1803 - 1869 гг.)- русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель.
Родился 30 июля (11 августа н. с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне.
(В 1816 - 22 Учился в Московском университетском благородном пансионе.)
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом».
Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Первые свои произведения для детей Одоевский помещает в периодических изданиях, чаще всего в «Детской библиотеке» А. Очкина и Львова.
При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847, «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840, «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847). В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи.
Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, музыке, также активно занимается общественной деятельностью.
Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н. с.) 1869 в Москве).
Учитель:- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите. вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок?
-- Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович).
Портрет (Мороза Ивановича).
Учитель: Ребята, он понравился вам в сказке?
Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой). А вот и еще один герой сказки?
Учитель: Вот следующая героиня сказки. Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница) Портрет (Рукодельницы)
Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).
Сценка (по ролям).
Сейчас давайте почитаем по ролям, как Рукодельница и Мороз И. встретились.
( Девочка: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович : Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать….)
Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное).
Учитель: Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?
Физминутка:
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.
Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Портрет Ленивицы.
Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень.) Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
Найдите и прочитайте это предложение.
Ответы на вопросы по командам:
Сейчас мы поделимся на команды (3 команды). Я раздам каждой команде по вопросу. И вам нужно на них ответить.
1 команда: Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец) .
2 команда: Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти) .
3 команда: Как рукодельница могла вернуть ведёрко? (За него она должна была три дня прослужить.)
Выборочное чтение.
1команда: Прочитайте, как отблагодарил дед Рукодельницу.
2команда: Что наказывала нянюшка Ленивице?
3команда: Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы.» до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил.». (Автор, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович)
Учитель: В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
Словарная работа:
Окостенели – замерзли, онемели,
Отойдут, не ознобишь.
Студеная – холодная
Почивать – лег спать
Стрепня – еда, повара называли стряпуха.
Понадулась – обиделась.