Воронина Жанна
Конспект урока по обучению грамоте «Буква д и звуки [д]-[д’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока на тему: «Буква «Д» и звуки «Д», «Д’» в обучении грамоте.
Цель: Углубить знания детей о букве Д и звуках [Д] и [Д’].
Задачи:
• Развивать способность определять наличие звука в словах и его положение.
• Формировать навыки различения звуков по степени твердости и мягкости.
• Обучить изменению слов путем замены одного звука другим.
• Способствовать развитию фонематического слуха, внимания и памяти.
Оборудование: ноутбук; карточки с буквами; презентация; магнитные фигурки разных цветов; рабочие тетради; цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня на занятии мы будем играть, разгадывать загадки, создавать новые слова и работать в тетрадях, находя нужный звук и анализируя слова. Посмотрите на экран. Какую букву вы видите на картинке?
Дети: Буква Д.
Воспитатель: Верно. Кто может объяснить, чем буква отличается от звука?
Дети: Буква видима, мы её читаем и пишем, а звук слышим и произносим.
Воспитатель: Отлично! Какой звук может быть у буквы Д?
Дети: Она может быть и твёрдой, и мягкой.
Воспитатель: Совершенно правильно. Кто расскажет о звуке Д? (если нужна помощь, воспитатель задает наводящие вопросы)
Дети: Это согласный, твёрдый, синим цветом.
Воспитатель: Молодцы! Какой звук обозначается зелёным?
Дети: Звук Д’.
Воспитатель: Отлично! Теперь время разгадывать загадки. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте:
Вот огромный шумный мир.
В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,
Остеклённые балконы.
Дети: Это дом.
Воспитатель: Правильно. Какой звук Д в этом слове: твёрдый или мягкий?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: Верно, он в начале слова. Молодцы! Переходим ко второй загадке. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте:
В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять!
Дети: Это вода.
Воспитатель: Правильно. Какой звук Д в этом слове?
Дети: Это звук Д, синим цветом, в середине слова.
Воспитатель: Молодцы! С третьей загадкой.
Хорошо, когда он есть, на него и лечь, и сесть…
Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …
Дети: Это диван!
Воспитатель: Верно, звук Д? Где он расположен?
Дети: Звук Д’, в начале слова, зелёным цветом.
Воспитатель: Отлично, а теперь проведём физкультминутку.
Утром бабочка проснулась,
потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
два – изящно покружилась,
три нагнулась и присела,
на четыре улетела.
Дидактическое упражнение: «Придумай слово с заданным звуком»
Садится тот, кто назовет слово на звук Д или Д’. Задание понятно?
Дети: Да.
Ребёнок поднимает руку и, сказав слово, садится.
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, задавая наводящие вопросы.
Дидактическая игра: «Определи, какой звук»
Воспитатель: Я буду произносить слова со звуком Д, а вы поднимайте карандаш соответствующего цвета. Например, слово ДВОР, какого цвета карандаш?
Дети: Синего.
Воспитатель: Верно. Приготовьте карандаши. (читает слова)
Дятел, доктор, день, садик, домино, Владик, дерево, друг, дожди, вода, природа, дорога, стадо.
Дидактическое упражнение: «Придумай слово - добавь слог ДА или ДЯ»
Воспитатель: Упражнение: я называю слово, вы добавляете ДА или ДЯ.
Воспитатель: Слушайте:
На, Лю, Ли, Воло, Фе, Вла, Со, Мо, Да….
Дидактическая игра: «Скажи по-другому» - замена Т на Дь.
Воспитатель: Теперь сложнее, заменяйте Т на Дь.
Том-дом, точка-дочка, плоты-плоды, тень-день, Тима-Дима, трава-дрова, тело-дело, уточка-удочка, прутик-прудик, тачка-дачка.
Молодцы!
Дидактическое упражнение: «Составление слова по картинке»
На доске картинка. Ребёнок угадывает слово и составляет его.
Что изображено на картинке?
Дети: Душ.
Воспитатель: Верно, это душ. Кто составит слово на доске?