Ти Ольга
Конспект урока Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
УМК «Школа России» Класс: 3.
Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект урока Н, А, Некрасов „Дедушка Мазай и зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Некрасов Н.А.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Дед Мазай и зайцы», Некрасов Н.А.
- Темочки
развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;
3. Воспитывающая:
создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Тип урока : комбинированный урок.
Вид урока : урок с применением ИКТ.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
Оборудование:
1. Аудиозапись. Чайковский П. И. «Времена года – апрель».
2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.
3. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 223 с. : ил.
4. Выставка книг, толковый словарь.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку
Настрой учащихся на работу
Фронтальный опрос домашнего задания
• Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.)
• Какая здесь основная мысль? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)
Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время)
Проверка домашнего задания :
-выучить стихотворение наизусть
-сочинить сказку о Морозе
-найти средства художественной выразительности
• года.)
Работа по теме урока
• На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.
• -Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились?
• Ребята, а хотели ли вы бы прдолжить знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?
• Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться.
Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом.
Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.
• Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
•
• Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст?
• Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?
2. Подготовка к усвоению нового материала
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.
б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна. Большая вода»
Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.
3. Словарная работа
4. Изучение нового материала
а) чтение стихотворения учителем
В учебнике дан отрывок из этого стихотворения.
б) проверка первичного восприятия
Понравилось ли вам стихотворение?
Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)
- Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило?
Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)
-Почему? (Потому что он спас так много зайцев)
-О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)
В) работа по развитию речи
- Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:
разболтался в сарае (разговорился,
копошится зайчиха (шевелится,
горемыка (тот, с кем случилась беда- бедняжка).
5. Физкультминутка для глаз
6. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса).
- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)
-Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?
-О каких личностных качествах это говорит?
-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
-Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?.Найдите в тексте.
-Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок
-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?
- Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)
- Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)
- Какие слова автора об этом говорят?
(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
" Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай)
- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
(К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал.)
-Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)
- Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)
- А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)
- Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)
- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)
-Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации.
Работа в парах
Познакомимся с новым приемом синквейн-нерифмованное стихотворение
Инструкция
Рефлексия
-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?
-За что бы вы себя похвалили?
12. Подведение итогов урока
а) обобщающие вопросы учителя:
• Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)
• Кто автор этого стихотворения? (Н. А. Некрасов)
• С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)
•Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е. Евтушенко
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? ( Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
г) домашнее задание
Написать сочинение на тему “Мы спасены!”