Екатерина Акимова
Конспект урока-игры по русскому языку 4 класс на тему «Словарные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока-игры в 4 классе по русскому языку на тему «Словарные слова»
Цели: расширение знаний школьников о разных видах словарей. Воспитание любви к родному русскому языку.
Задачи:
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
развитие орфографической зоркости;
Публикация «Конспект урока-игры по русскому языку 4 класс на тему „Словарные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов
формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать
совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
представление о справочной литературе
цели обращения к словарям, структура словарей.
Тип урока : урок-игра
Оборудование: мультимедиапроектор, рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран); интерактивная доска, рабочее место ученика; презентация к уроку; учебник «Русский язык» 4класс; толковые словари Ожегова С. И;, карточки для работы в группах, в парах; видео- физминутка
В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:
Личностные умения:
• Самоопределение (мотивация учения);
• Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
• Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные умения:
• Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
• Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
• Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные умения:
• Закрепление знаний учащихся о словарных словах
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!
Постановка учебной задачи
- Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете, почему мы отправляемся именно в эту страну?
-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь. К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов. Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?
- С какой целью мы отправляемся в путешествие?
Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов.
На доске словарные слова, вы их должны записать по алфавиту, и вставить пропущенные буквы:
Ш. фёр, гор. д, быстр., а. ея, в. кзал, з. вод, слев., .зык.
Взаимопроверка
Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, проверьте работу друг у друга.
Постановка учебной задачи
Первая станция «Словарная»
При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к определённой книге. Что это за книга? (словарь)
-Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями.
В переводе с латинского языка словарь означает «собрание слов». В толковом словаре Д. Н. Ушакова сказано: «Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту, с теми или иными объяснениями»
А какие словари знаете вы? (отвечают ребята) :
-орфографический
-грамматический
-орфоэпический
-фразеологический
- двуязычные
- толковые
- словарь иностранных слов
- словарь антонимов
- словарь синонимов
и другие.
Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.
Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка.
Вы догадались о ком речь? Я вам немного помогу. Он написал для вас сказки: «Девочка Снегурочка», «Старик Годовик».
Молодцы! Это Владимир Иванович Даль. (фото вывешивается на доску)
Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В. И. Дале.
(Детям даётся текст про В. И. Даля, из которого они сами находят информацию о жизни писателя. Рассказывают классу о прочитанном)
(«Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он ни был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.
Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 г. В 1861 г., за первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Даль получил медаль Императорского географического общества и звание почетного академика. Даль радовался: «Спущен на воду мой корабль». Даль был хорошо знаком с А. С. Пушкиным, который часто использовал его пословицы в своих произведениях.»)
Ребята, мы с вами знаем о существовании разных словарей, как вы думаете, как Даль расположил пословицы в собрании «Пословицы русского народа» – в алфавитном порядке или как-то по-другому? Для удобства поиска нужной пословицы он расположил их по темам (180 тетрадей – 180 тем более 30 тысяч пословиц).
Динамическая пауза.
Проведём музыкальную физминутку.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Сегодня мы рассмотрим разные способы запоминания словарных слов.
Вторая станция «Картинный словарный диктант» (Работа в группа)
-Теперь вы пофантазируете и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.
Защита рисунка.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Третья станция «Загадочная»
Ученики, так же в подгруппах загадывают загадки на словарные слова.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Пятая станция «Ребус»
Каждая команда получает ребус Отгадывают зашифрованное слово. (ракета, осина, телефон, машина, трактор, малина, ягода)
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Рефлексия деятельности
Давайте подведём итог всей работе.
–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке?
-Какой способ вам понравился больше всего?
-Довольны ли вы своей работой?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
-В каких случаях?
Подведение итогов
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за урок!