Татьяна Басова
Конспект урока биологии в 6 классе «Лист, его строение и значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение»
Учитель: Басова Т. Ю.
Цель: сформировать понятия о разнообразии листьев, особенностях их внешнего и внутреннего строения, значении в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
• Сформировать понятия о строении листа.
• Какие функции выполняет лист
• Рассмотреть внешнее строение листа
• Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, внутренним строением;
Публикация «Конспект урока биологии в 6 классе „Лист, его строение и значение“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.
Развивающие:
Продолжить формирование умений:
• анализировать и обобщать изученный материал,
• наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
• систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
• развивать навыки самостоятельной работы,
• работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
• развивать интерес к изучению биологии,
• способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
• формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
• воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД
1. Сформировать у учащихся знания о функциях и строении листа.
2. Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование.
3. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и учебником.
4. Учиться понимать биологические термины.
5. Сравнивать биологические объекты (растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Метапредметные УУД
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Познавательные УУД: учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
1. Учиться слушать и понимать речь другого человека;
2. Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
3. Учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;
4. Учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.
Регулятивные: учиться самостоятельно формулировать тему и цель учебной деятельности, планировать ее, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД
формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых
развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методический инструментарий:
Методы:
• объяснительно-иллюстративный;
• словесно-наглядно-практический;
• рассказ с элементами беседы;
• частично-поисковый (самостоятельная работа с учебником).
Приемы:
• целеполагание;
• сравнение, обобщение;
• установление причинно-следственных связей.
Средства:
• информационные (учебник, карточки - задания);
• визуально-наглядные (слайды презентации, микроскоп, микропрепарат, комнатные растения).
Формы:
• фронтальная;
• индивидуальная;
• групповая;
• работа в парах
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны:
• получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации;
• научиться сравнивать, анализировать, обобщать;
• углубить знания о внешнем и внутреннем строении листа;
• получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке биологии. Мы продолжаем путешествие по удивительному царству растений. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная работа. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
Перед вами карточки с заданиями, возьмите под номером 1. (групповая работа). У каждой группы своя загадка и листок для написания отгадки
1 группа:
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят
(лист)
2 группа:
Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья)
3 группа:
С ветки в речку упадет,
И не тонет,
А плывет. (Лист)
Что же мы сегодня будем изучать?
Давайте сформулируем цель нашего урока:
познакомиться с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения.
сформулируем задачи урока: (Заполняем кластер на доске)
Учитель: Записываем тему урока в тетрадь.
Прежде чем мы перейдём к нашей теме у меня к вам вопрос.
Вопрос классу: Из чего появляется лист? (из почек)
На какие типы делятся почки? (вегетативные, генеративные)
Что вырастает из генеративной почки? (цветок)
Что образуется из вегетативной почки? (побег)
Что представляет собой побег? (стебель с листьями и почками)
Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н. э. задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать свои ветви?» Именно с того времени люди начали изучать лист.
Давайте и мы изучим листья. Откройте учебник на стр. 49 и найдите ответы на вопросы ваших заданий. Работаем ровно 3 минуты
1 группа внешнее строение листа
2 группа виды листьев
3 группа виды жилкований
Проверка, выходят по одному представителю от группы и рассказывают, проверяем по слайду.
Внутреннее строение листа. Выполнение лабораторной работы (работа в парах, выполнить задание в карточке №2, работа с микроскопом с готовым микропрепаратом и текстом учебника)
Физминутка.
Вы устали, засиделись,
Вам размяться захотелось.
Отложите ка тетрадки,
Приступаем все к зарядке
То в окошко поглядели.
То на стену посмотрели,
Поглядим на потолок,
А затем наоборот.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
Проверка выполнения практической работы с пояснениями учителя:
просмотр презентации к уроку
Как и любой другой орган растения, лист выполняет функции, а чтобы выполнять свои функции, он имеет особое строение.
Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей. Кожица – один из видов покровной ткани. Некоторые растения могут иметь еще и кутикулу – это защитная пленка из воскообразного жироподобного вещества кутина. Кутикула предохраняет листья от солнечных ожогов и сильного испарения.
Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом пословицы «Где нет листьев, там нет и фруктов»? Как вы думаете, почему так говорят?
Что находится под кожицей листа?
Мякоть листа. Мякоть листа образована клетками основной ткани.
В чем особенность их строения?
Содержат хлоропласты, форма столбика.
У: Это столбчатая ткань.
У: Какова функция столбчатой ткани?
О: Фотосинтез.
У: Под столбчатой тканью находятся клетки губчатой ткани. Они неправильной формы, содержат мало хлоропластов.
У: Какова функция губчатой ткани?
О: Газообмен.
Как вы думаете, а как лист может испарить воду?
Для этого у листьев есть устьица. Устьица состоят из 2 замыкающих клеток, между которыми есть устьичная щель. Через нее в лист проникает воздух и испаряется вода. У большинства растений устьица располагаются на нижней стороне листа, но у некоторых (например, капусты) они находятся на обеих сторонах листа. У растений с плавающими на воде листьями (кубышки, кувшинки) устьица сформировались только на верхней стороне листа, обращённой к воздушной среде.
Лист выполняет функции – фотосинтеза, обмена газов и транспирацию. Транспирация – процесс испарения воды.
Первичная проверка понимания. Коррекция знаний.
- Что такое лист?
- Назовите основные части листа.
- Чем простой лист отличается от сложного?
- Какое жилкование листьев характерно для двудольных и однодольных растений?
- Какова роль устьиц в жизни растений?
- Чем отличается столбчатая ткань от губчатой?
- Чем обусловлен зелёный цвет клеток листа?
Ребята, представьте, что мы с вами попали в секретную биологическую лабораторию и мы будем разыскивать – лист. Для того, чтобы кого-то разыскивать необходимо составить фоторобот с особыми приметами и признаками разыскиваемого, (Какой он, для чего он)
Разыскивается …. (лист). Особые приметы: в основном …. (зеленого) цвета. Имеет (черешок, листовую пластинку, жилки, прилистники). У них много ухищрений, к стеблю они могут прикрепляться с помощью…. (черешка, тогда это …. (черешковый) лист. А некоторые маскируются прямо на стебле без черешка, это …. (сидячие) листья. Выполняет такие функции как: … (фотосинтез, транспирация, газообмен)
Найдите ошибки в тексте:
Преподаватель травологии Помона Стебль писала директору школы Альбусу Дамблдору. «Я очень люблю собирать разные листья, которые использую в последствии в зельеварении. Очень красивые и полезные листья у клена и осины, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение у листьев земляники и каштана. Эти листья называются сложными»
Сколько ошибок вы услышали и какие?
«Найди соответствие»
А- лист 1. Столбчатая и губчатая ткань
Б – устьица 2. Жилкование листа
В – мякоть листа 3. Боковой орган растения
4. Находятся в кожице
«Найди лишнее»
А) кожица, устьица, сердцевина.
Б) параллельное, губчатое, сетчатое.
Запишите д/з Описать по плану лист любого домашнего растения (план описания для каждого на парте дан):
а) простой или сложный;
б) черешковый или сидячий;
в) жилкование;
г) двудольное или однодольное
д) форма листовой пластинки;
е) расчленение листовой пластинки;
ж) форма края листовой пластинки.
Рефлексия:
Оцените своё эмоциональное состояние и удовлетворение от своей работы на уроке. У вас на парте находятся разноцветные листья. Возьмите лист, ответьте на вопросы
• Сегодня на уроке я узнал (а)
• Я научился (лась)
• Какие были трудности?
• Что хотели бы узнать дополнительно?
и разместите свой лист на дереве (рисунок дерева на доске). Чем выше вы поместите ваш листок, тем больше вы удовлетворены своей работой.
Оценивание учащихся (самооценка и взаимооценка)