Светлана Веселовская
Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные
Цели урока : сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение понятий хорда, череп, позвоночник, бесчерепные, ланцетники, черепные. Выделить существенные признаки особенности строения хордовых животных. Научиться классифицировать и различать животных подтипов Бесчерепные и Черепные.
Виды УУД:
Публикация «Конспект урока биологии в 7 классе „Тип Хордовые, Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Познавательные: выделять объекты и процессфы с точки зрения целого и частей; строить рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Оборудование: таблицы «Ланцетник», «Миноги». Презентация «Тип Хордовые»
Этапы урока :
V. Организация начала занятий. Приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности классного помещения; организация внимания школьников; раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
VI. Этап проверки выполнения домашнего задания. 1. Проверить заполнение таблицы.
2. Фронтальный опрос:
Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны другим отрядам?
Каково значение пчел в природе и жизни человека?
Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений медоносов?
Муравьи. Чем они интересны?
VII. Подготовка к основному этапу занятия. Формулировка целей урока вместе с учащимися
VIII. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Общая характеристика. Имеют внутренний осевой скелет - хорду, которая заменяется костным или хрящевым скелетом. Слайд 2 хорда - это длинный эластичный продольный тяж, который затем заменяется позвоночником. Над хордой располагается нервная система. Сначала она имеет вид трубки, потом заменяется головным и спинным мозгом. У всех хордовых закладываются в глотке жаберные щели, которые остаются на всю жизнь только у первичноводных животных. У остальных они заменяются легкими. Слайд 3 Двусторонняя симметрия; Нервная система – трубчатый тяж, в передней части – головной мозг; Пищеварительная система под хордой; Кровеносная система замкнутая. Слайд 4 хордовые : низшие (ланцетник, минога, миксина) и высшие (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Слайд 5 тип хордовые : п/т Бесчерепные, п/т Асцидии, п/т Черепные или Позвоночные. Слайд 6 строение ланцетника. Слайд 7 работа по рядам. § 20 учебника, дети читают и фиксируют в тетради 1 ряд п/т Бесчерепные. Класс ланцетники. Внешнее строение: Длина 1-8 см; Непарный спинной плавник, хвостовой плавник; Покрыты слизью. Внутреннее строение Хорда Над хордой нервная трубка со светочувствительным клетками; Под хордой пищеварительная система; Раздельнополые, оплодотворение наружное. Значение: фильтраторы воды, являются пищей для многих водных позвоночных. Беззащитны. Азиатский ланцентник служит объектом специального промысла. Слайд 8 2 ряд п/т Черепные позвоночные. Группа животных имеющая скелет головы, позвоночник. Усложняются органы чувств, совершенствуются органы слуха и зрения. 3 ряд слайд 9 класс Круглоротые. Слайд 10 Хорда в течение всей жизни; Рот круглый с присосками; Роговые зубы и язык; Орган обоняния – ноздря.
V. Первичное понимание усвоение материала.
- Почему ланцетник – это низшее хордовое животное?
- Почему ланцетник относится к подтипу Бесчерепные?
- Как приспособлен ланцетник к подземно –донному образу жизни?
- Какое значение имеет ланцетник в природе и жизни человека?
- Какие ещё животные относятся к низшим хордовым
VI. Закрепление знаний и способов действий.
№1 Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?
(выполняют роль скелета)
№2 В чём отличие скелета высших и низших хордовых?
(в отличие от низших, у высших хордовых хорда есть только на зародышевой стадии, а затем она заменяется хрящевым или костным позвоночником)
№3 Каково происхождение головного мозга у высших хордовых?
(нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг)
№4 Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море?
(нет, так как они обитают в тёплых морях)
№ 5 Докажите верность утверждения: «Круглоротые – связующее эволюционное звено между бесчерепными и рыбами, которое природа сохранила до наших дней».
(как и ланцетник круглоротые имеют хорду в течении всей жизни, но по общему строению они ближе к рыбам, так как имеют череп, головной мозг, сердце, жабры)
VII. Этап рефлексии учебной деятельности. Слайд 11 Составление синквейна (коллективная работа)
Хорда
Упругая, плотная
Укрепляет, поддерживает, защищает
В процессе эволюции превращается в позвоночник
Стержень
VIII. Информация о дом задании. Слайд 12 параграф 20 читать, пересказывать, знать определения. Стр 96 №4 устно. Зарисовать внутреннее строение ланцетника, подписать органы, пример в интернете.