МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Марина Пономаренко
Конспект урока по русскому языку 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
▼ Скачать + Заказать документы

8 класс

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока :

Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Публикация «Конспект урока по русскому языку 8 классе „Тире между подлежащим и сказуемым“» размещена в разделах

Развивающие: формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово

Оборудование:

эпиграф «Удивление –путь к познанию»

Ход УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос

• Назовите главные члены предложения.

• Что такое подлежащее?

• Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

• Какой член предложения называется сказуемым?

• На какие виды делятся сказуемые?

2. Работа у доски по карточкам (ИНД. ЗАД.)

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич)неватый оттенок. (на доске)

- Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

- Укажите вид сказуемого.

- Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И. п.)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

Тест 1. Задание. Определите тип сказуемого в предложениях. (С. Р.)

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых” : количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

4. - Внимание! Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить. Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

- Сравните эти предложения.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

- Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

- Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь

- Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)

III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла: В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

Хорошо, соглашалось Подлежащее, но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

Согласно, кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени

- О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… тире.

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке

(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;

- научиться правильно ставить тире).

VI. Изучение нового материала.

- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей?

(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

- Каковы особенности употребления тире в речи?

- А когда же ставится тире? (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).

- У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.

Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.

Тире ставится :

1. Сущ. + сущ. Книга— лучший друг человека.

2. Числ. + числ. Пятью девять - сорок пять

3. Сущ. + числ. Расстояние между посёлками - пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг. Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ. Ходить босиком — большое удовольствие.

7. Сущ. (гл.) + Это (вот, значит) +сущ. (гл.) Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык - это история народа.

Тире не ставится :

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др. Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица не Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово Собака, известно, друг человека

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1. - Труд как блестящая сталь.

2. + О решенном говорить – только путать.

3. + Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4. - Бедность не порок.

5. - Июнь лишь начало лета.

6. - Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7. + Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8. + Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9. + Искусство – это мышление в образах.

10. + Память - одно из важнейших свойств бытия.

V. Закрепление нового материала.

1. Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)

- Объяснить тире.

2. Вставить буквы.

Нет на земле (н)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М. И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно - единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

5. Самостоятельная работа.

1. - Великие люди в своих высказываниях использовали тире

- Выразительно прочитайте предложения. Поставьте, если необходимо, тире.

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А. Чехов)

2. Ах, красота – это страшная сила. (С. Надсон)

3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф. Достоевский)

4. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г. Троепольский)

5. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А. Прокофьев)

6. Грубость – такое же уродство, как горб. (М. Горький)

7. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И. Тургенев)

8. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание. (Д. Минаев)

9. Жить – это значит радоваться. (В. Сидоров)

2. - Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

4. Индивидуальная работа (работа в формате ЕГЭ)

3. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ. ], а [сущ. – сущ. ].

1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Тестирование

В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.

2) Прилет журавлей__есть признак весны.

3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.

4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.

2) Наш долг__совершенствовать знания.

3) Эти равнины__словно море бескрайнее.

4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.

2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.

3) Наш край__богат и прекрасен.

4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.

2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.

3) Сегодня небо__как море.

4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

IV. Выставление оценок командам. Итоги урока.

Рефлексия.

Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

«На уроке я научился…»

Дом. зад. : с. 54,55, п. 15, упр. 90

И закончить урок я хочу словами :

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?. Ищите свой ответ.

Оценки за урок

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 23:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пономаренко (УИ 2860754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД