МААМ-картинки

Конспект тренировочного занятия по ознакомлению дошкольников с особенностями исследовательской деятельности

наталья борисова
Конспект тренировочного занятия по ознакомлению дошкольников с особенностями исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект тренировочного занятия по ознакомлению дошкольников 6-7 лет с особенностями исследовательской деятельности

по методике А. И. Савенкова

Тема: «Растения нашего участка»

Темочки:

(проводится на улице)

Цель работы: формирование начальных представлений экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи:

1) Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А. И.  Савенкова.

2) Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И.  Савенкова.

3) Развивать у детей любознательность.

4) Формировать первичные представления о живой природе, растениях.

5) Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы.

6) Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

7) Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.

8) Закреплять умение работать в команде.

9) Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке.

10) Поддерживать двигательную активность детей.

Материалы и оборудование: карточки с различными изображениями — темами будущих исследований (люди, животные, растения и грибы, папки исследователей (карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером А5, мольберт, детские энциклопедии с информацией, набор картинок, сюжетные картинки, ноутбук, колонки.

Методы и приемы: наглядные (наглядное изучение изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма, презентаций);

словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, беседа с воспитателями других групп, вопросы и ответы детей, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали);

практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, проведение физкультминутки, получение информации из книг, интернета, зарисовки).

Предварительная работа: 

Беседы «Что такое природа?», «Рукотворный мир», просмотр иллюстраций, слайдов, чтение стихов, загадок, рассказов.

Проведение опытов (т.  к. требуют длительного наблюдения):

1. «Наблюдение за прорастанием фасоли»;

2. «Наблюдение за геранью». Зачем растению вода?

3. «Наблюдение за луком». Зачем растению свет?

3. «Наблюдение за геранью». Как растение дышит? Есть ли у него органы дыхания?

Ход:

- Дети стоят кружком на участке группы. Карточки с темами будущих исследований размещены на мольберте. Сегодня мы будем изучать мир - как изучают взрослые учёные; учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

- Хотите? Давайте вспомним, что такое исследование? (Ответы детей.)

(Исследование – это значит узнать, о чём- то побольше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.)

Вместе с детьми выбираем двух активных исследователей. Им предстоит вместе со мной выполнять работу. Остальные будут участвовать как активные зрители и помощники.

- С чего мы с вами начнем? (Ответы детей.) (Нужно определить тему исследования.)

- Посмотрите вокруг и скажите, какие объекты вас окружают? (Ответы детей.)

- Что из всего перечисленного создано человеком? (Ответы детей.)

- Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это что? (Ответы детей.) (Живая и неживая природа.)

- О какой природе вы предлагаете поговорить? (Ответы детей.)

Воспитатель разрабатывает два варианта НОД — по выбору детей.

- Что относится к живой природе? (человек, животные, растения и грибы).

Выбор темы.

- Итак, наши «исследователи» определите какую тему вы предложите сегодня для исследования? Какую тему мы можем подробно изучить гуляя на нашем участке?

Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований (люди, животные, растения и грибы).

После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.

Исследователи:

- Темой исследования будет «Растения».

Воспитатель:

- Ребята, раз мы с вами находимся на участке детского сада, то я предлагаю ознакомиться с растениями, которые здесь растут. Вы со мной согласны?

Остальные карточки (с «темами исследования») убираем.

- Ребята, что вы знаете о растениях? (Ответы детей.)

- Что бы вы еще хотели узнать о растениях? (Ответы детей.)

(Зачем нужны растения? Почему растения относятся к живой природе?

Почему растения засыхают и вянут? Как растения питаются?

Как растения могут дышать? Как растения передвигаются?

Что будет если не беречь растения? Как рождаются растения? Почему они засыхают)

Педагог:

- Можно ли назвать растения живыми существами?

- Какие растения растут у нас на участке? (кустарники, деревья, цветы, трава — если знают могут уточнить).

- Какие условия необходимы для развития и жизни растений?

Педагог:

- Вы даете разные ответы на мои вопросы – это ваши предположения. Ученые называют эти предположения гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Если растение живой организм, то они могут расти, питаться, дышать, давать жизнь новым растениям, так как у всех живых организмов есть определенные этапы жизни.

.

В ходе исследований мы вместе можем выяснить много интересного и нового о растениях, чего мы еще не знали.

Выбор методов исследования.

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

- На доске находятся карточки с методами исследования. Назовите их. («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» — это все методы исследования)

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют)

Планирование деятельности

Рассмотрите карточки с изображением методов исследования и составьте план нашего будущего исследования.

(Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Далее дети предложили спросить у воспитателей на других участках. Поставили карточку с символом «спросить у специалиста». Следующей поставили карточку с символом «обратиться к компьютеру». Затем поставили карточки с символами «провести эксперимент» и «понаблюдать»).

- Итак, план проведения исследования составлен. Наши «исследователи» и их помощники готовы к поиску?

Сбор материала.

- Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисовать значки или символы).

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

— Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о растениях.

(Дети свой ответ фиксируют на листочке, и помещают рядом с методом исследования)

- Хотели бы, вы узнать дополнительную информацию о данном обьекте?

ДЕТИ САДЯТСЯ НА ЛАВКУ НА ВЕРАНДЕ.

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

— Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

— Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (ответы детей)

— Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображена живая природа. Затем попросить взрослого прочитать.

Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

(записать с энциклопедии)

3. Третий метод исследования «Посмотреть в Интернете»

— Какой метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

— Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

- Почему растения относятся к живой природе?

- Как растения размножаются?

Растения относятся к живой природе потому, что для них характерны такие признаки живой природы как дыхание, питание, рост, потомство, увядание (гибель), реагируют на раздражители).

Просмотр презентации на ноутбуке.

Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования)

4. Четвертый метод исследования «Спросить у другого человека»

— Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей) (Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада).

- Как питаются растения? (или любой другой предложенный детьми вопрос)

Растение без воды жить не может. Вода — не только питье для растений. С ней поступает еда в стебелек, листики, цветы и плоды. А когда есть еда, растение растет. А если мы забудем растение вовремя полить, оно будет «голодать» - вянуть и не будет расти.

(Полученную информацию дети фиксируют).

ФИЗМИНУТКА

5. Пятый метод исследования «Наблюдение».

Наблюдение за живой природой участка.

Спрашивают у воспитателя.

- Как называются растения на нашем участке?

Педагог с детьми рассматривает и уточняет названия, если дети не знают.

6. Шестой метод наблюдений «Эксперимент».

Обобщение ранее проводимых опытов в группе.

1. Зачем растению вода? Что будет, если одно растение поливать, а другое нет?

«Наблюдение за геранью»

(Мы взяли два одинаковых горшочка герани. Одно растение поливали обильно, а другое чуть-чуть. Наблюдали неделю. Герань с поливом осталась зеленой и выросла. Герань, которую поливали чуть-чуть, стала вянуть, края листиков желтеть и высыхать, стебель потерял упругость и упал, растение перестало расти.)

Вывод: растение без воды жить не может. Вода — не только питье для растений. С ней поступает еда в стебелек, листики, цветы и плоды. А когда есть еда, растение растет. А если мы забудем растение вовремя полить, оно будет «голодать» - вянуть и не будет расти.

2. Зачем растению свет? Сможет ли оно жить без света?

«Наблюдение за луком»

(Провели опыт с луковицами репчатого лука. Поставили их в стаканчики с водой на окно. Вначале появились корешки, потом зеленые листики. Один стаканчик с луком мы поставили в темный шкаф. Через неделю сравнили луковицы. Луковица на окне имеет зеленые листики, а у луковицы из шкафа листики слегка пожелтели. Через неделю мы опять сравнили луковицы. Листья луковицы в шкафу пожелтели еще больше.)

Вывод: растениям необходим солнечный свет. Растение само производит для себя пищу из воздуха, воды и минеральных веществ из почвы. Если растение не получает света, оно не может делать еду. Животные делать это не способны. Они должны получать готовую пищу, так что животные поедают растения или других животных, чтобы обеспечить себя необходимой для жизни энергией.

3. Как растение дышит? Есть ли у него органы дыхания?

«Наблюдение за геранью»

(Мы дышим воздухом с помощью легких. И растения, наверное, имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, мы смазали обе стороны листа и черешок вазелином, ежедневно в течение двух недель наблюдали за листьями. Через две неделю мы увидели, что намазанные листочки стали вянуть и погибать. Вазелин закрыл отверстия, и воздух перестал проходить в лист).

Вывод: растение дышит с помощью отверстий в листьях. В микроскопе мы увидели эти меленькие дырочки, они называются «устьица».

Обобщение полученных данных.

— Что мы узнали о растениях? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

(Ответы детей)

Раскладываем наши записи и пиктограммы так, чтобы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать о живой природе участка. Воспитатель помогает исследователям обобщать полученные данные, предлагает разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте размещаем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте…

Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад.

На исследователей надеваем академические головные уборы и мантии.

Выводы.

Растения являются живыми организмами, так как они могут расти, питаться, дышать, давать жизнь новым растениям.

Для жизни растениям необходимы :

• вода

• тепло

• почва

• воздух

• свет

Вода растениям очень нужна. Вода – не только питье для растений. С водой поступает и еда, поэтому растение растёт.

Когда растение стоит на свету оно растет, если его убрать в темноту оно перестанет расти и может погибнуть.

Растения дышат с помощью маленьких дырочек – «устьиц».

….)

У нас на участке растут цветы, трава,. , кустарники,,) деревья,, ., а в группе комнатные цветы,, .).

После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.

- Как вы думаете, чей вопрос к исследователям был самый интересный?

- Кто из исследователей был сегодня самым активным, как вы считаете?

- Что нового и интересного узнали вы сегодня?

Итог занятия. Рефлексия.

- Вам понравилось быть учеными?

- Что вам больше всего понравилось?

Вывод педагога:

- Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух

.— Хочется ли вам рассказать маме, что вы сегодня узнали?

Спасибо за работу.

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «В замке Снежной королевы» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В замке Снежной королевы». Цель: Развитие у детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «В царстве воды» Цель: обратить внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тренировочного занятия по ознакомлению дошкольников с особенностями исследовательской деятельности
Опубликовано: 19 апреля 2020 в 22:19
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект тренировочного занятия по ознакомлению дошкольников с особенностями исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем наталья борисова (УИ 302571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД