Илона Кузнецова
Конспект тематического музыкального занятия «Звуки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия
«Звуки Осени»
МДОУ – детский сад
№ 23, г. Электросталь.
Муз. руководитель
Кузнецова И. В.
2021 год
Тематическое занятие «Звуки Осени»
(старшая группа)
Цель занятия : - способствовать раскрепощению детей, раскрытию их творческого потенциала посредством музыки, стимулировать творческую активность детей;
Задачи: -закреплять понятие «мажор – минор»;
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия „Звуки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- устанавливать ладовое восприятие через преломление его в различных видах музыкальной и изобразительной деятельности;
- развивать эмоционально-образное восприятие музыки; - закреплять навыки музыки, пения, музыкально- ритмических движений; - развивать творческое воображение.
Предварительная работа:
- ознакомление с музыкальными терминами «мажор», «минор» на музыкальных занятиях, при проведении музыкально-дидактических, театрализованных игр, игр-драматизаций;
- разучивание песен, танцев, исполнение этюдов, импровизаций под музыку;
- обогащение словарного запаса на музыкальных занятиях и занятиях по развитию речи;
- ознакомление с различным колоритом красок (холодные, теплые тона) на занятиях по изобразительной деятельности; рисование, аппликация по теме "Осень" под классическую музыку.
Методические приемы:
- наглядно-выразительный показ;
- эмоционально-образный прием;
- выразительное исполнение музыки;
- образная пластика;
- словесно-выразительный прием;
- сопоставления музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительной деятельности;
- оценка выразительности детского исполнения;
- задания на самовыражение, как метод развития музыкально-игрового, танцевального творчества.
Атрибуты: ленты-дождик, шифоновые шарфы, листья, мольберты, картины и иллюстрации, шапочки овощей, муз. инструменты, два зонта, вырезанные листики и дождинки
Декорация: осенний лес.
Ход занятия
Звучит стихотворение и музыка «Журавли» О. Полякова, Т. Прописнова (кассета "Осень наступила", дети входят в зал. Становятся врассыпную.
Муз. рук. поет: Здравствуйте ребята! (мажор – минор)
Дети. Здравствуйте (поют по мажорному – минорному трезвучию)
Муз. рук. Дети, почему вы спели так грустно? (дети - потому что звучала грустная музыка)
Муз. рук. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем путешествовать по настроениям Осени. Но сначала я хочу узнать, какое у вас настроение. Покажите его. (Спойте его). Дети.
Муз. рук. Я вижу, что вы в хорошем настроении, а чтобы еще больше поднять его, мы вспомним про звуки музыки.
Песня «Звуки музыки муз. Костало.
Муз. рук. Да, дети, если прислушаться, мы услышим вокруг много интересных звуков. Скажите, а можно назвать осень музыкальным временем года? Дети….
Да, то она ритмично бьёт дождём в окно, ветром поёт грустные песни. Какое у нас тогда настроение?
А то шуршит золотою листвой под ногами, веселит щебетаньем птиц, тогда возникает какая музыка? Дети. Мажорная.
Кто хочет придумать песню лёгкого ветерка? (Дети по желанию импровизируют мотив песни ветерка)
А сейчас наши голоса сольются в песне сильного ветра. (Дети импровизируют)
Муз. рук. Ой, ребята (отбегая к роялю) вы так громко поёте, что меня уносит вашим ветром. А сейчас мы споем знакомую нам песню.
Песня "Осень" муз. А Макова (дети показывают «паутинку» на вступление, «листочки на припев», поют то хором, то соло)
Муз. рук. Как вы думаете, в этой песне одно настроение или несколько? (Ответы)
Муз. рук. А как заканчивается песня (Дети - в мажоре).
Муз. рук. Да, потому что всё будет хорошо, у сказки тоже часто счастливый конец.
Дети садятся.
Муз. рук. Ребята, вы хотите отправиться в гости к Осени? (Ответы детей).
Нам поможет в этом мечта и музыка. А что нужно, чтобы помечтать?
Дети: воображение, ум, закрыть глаза.
Муз. рук. Давайте помечтаем, закрыв глаза, может музыка подарит нам крылья.
Звучит «Сладкая грёза» П. И. Чайковского (дети «дышат, рисуют руками», муз. рук. может сопровождать игру импровизацией слов).
В конце музыки, воспитатель разности клюкву в сахаре, дети угощаются.
Осень. Дети, какой вкус у этой музыки : сначала сладкий, а потом кислый. То есть, музыка рождает смешанные чувства: сладость от чудесной мечты и грусть от мысли, что она может не сбыться. А знаете, о чем я мечтаю? Я хотела бы превратиться в Осень.
Звучит "Осенняя песнь" П. И. Чайковского, на фоне музыке муз. рук. читает стихотворение:
Ах, смотрите, на гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей.
Ах, Осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.
Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал.
Но мы тебя, Осень встречаем с улыбкой
Летит к тебе осень птиц караван.
Дети исполняют психоэмоциональный этюд «В гостях у Осени» ("Осенняя песнь" П. И. Чайковского, дети летят, как журавли, дуют на педагога, он красиво отлетает, потом педагог дует на них, дети отлетает, затем дети опять дуют и муз. рук. руками "убаюкивает их", дети ложатся на ковер, закрывают глаза, слушая и «рисуют музыку». Муз. рук. уходит за занавес, надевает элементы осеннего костюма, входит с листьями, шифоновыми платками, колокольчиками, шуршалками и в танце кладёт атрибуты около лежащих детей).
Воспитатель. Как прекрасна осень эта, посмотри по сторонам.
Сколько красок, чуда, света - ты почувствуй это сам.
(дети садятся на ковёр, берут атрибуты, наблюдают за танцем Осени, затем включаются в импровизацию по мере касания Осени веточкой осенних листьев).
Музыка по теме "Осень" под классическую музыку. Дети танцуют с Осенью танец - импровизацию. Под музыку дети кладут атрибуты и Осень дует на них, дети убегают на стулья. Садятся.
Осень. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть у себя в гостях. Я очень люблю музыку : она у меня и в шорохе листьев, и в звоне дождя и в песне ветра. А скажите какой бывает осень? (Дети золотой, сердитой, доброй.). Да, вы правы, а ещё я бываю очень капризной, моё настроение так часто меняется. (Жестом подзывает детей).
Осень. Конечно, без сомнения, моё бывает разным настроение.
Его я буду называть - вы мимикой старайтесь показать.
(Осень предлагает детям изобразить грусть, удивление, страх, восторг, злость, радость.)
Осень. Художники рисуют меня по-разному, композиторы сочиняют разную музыку про меня.
Сейчас я предлагаю вам совершить чудесную прогулку по моим настроениям, но сначала посмотрите картины, которые написали художники. (Дети рассматривают).
Картины на мольбертах: «Золотая осень», «Поздняя осень». Дети легко бегут по залу под музыку В. Костенко "Дождик" (2 фразы, затем останавливаются, закрывают глаза, слушают музыку, «рисуя» её руками. Дети подходят к той картине, которую считают подходящей к данной музыке, объясняя свой выбор.
Муз. произведения:
1.«Вальс» П. И. Чайковского («Детский альбом»)
2. «Фея осени» С. Прокофьева («Болезнь куклы» П. И. Чайковского («Детский альбом»)
Муз. руководитель указывает на последнюю картину, (блюдо с овощами и фруктами) спрашивает, как могла бы называться называется картина, если б художник это нарисовал. Дети: «Натюрморт»
Осень. Ребята, а вы можете оживить эту полезную для здоровья картину? Дети отвечают, одевают шапочки овощей).
Хоровод «Собирай урожай» муз. и сл. Насауленко.
Осень. Спасибо вам, ребята, не забывайте, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья! Дети, а вы любите, когда вас хвалят? Я тоже люблю. А сейчас я хочу попросить вас спеть песню про меня.
Песня "Осень, милая, шурши" муз и сл. Еремеевой.
Осень. Спасибо, ребята, а напоследок хочу попросить у вас совета. У меня есть два зонтика. Как вы думаете, какой из них минорный, а какой мажорный? Почему?
Да, один очень грустный, минорный, холодный, а другой - всегда смеётся, он мажорный, очень жаркий. Как бы сделать так, чтобы минорному достался лучик тепла, а мажорному капелька раздумья? Ответы детей. Звучит "Шутка" И. С. Баха. Дети берут заранее вырезанные и разукрашенные дождинки и листочки и наклеивают их на зонтики, в конце замирают в позе, соответствующей зонтику (картина осени).
Осень. Как красиво! Вы помогли создать мне разные настроения. Да, ребята, грусти всегда не хватает улыбки. Не бывает грусти без радости, утра без ночи, белого без черного.
Печаль и радость, грусть и смех вы созданы для нас для всех.
Ведь звездочка горит светлей на синем полотне ночей.
Минор - мажор, бемоль - диез, во всем свой смысл и свой вес.
И как прекрасны те глаза, в которых счастия слеза! (Кузнецова И. В.)
Я бы хотела, чтобы в минорный зонтик вы добавили теплых красок, чуть-чуть света, а в мажорный - немного задумчивости холода. Вы поможете?
Наше путешествие закончилось, но Осень еще будет вас ждать на улице.
Дети поют "До свидания" (в миноре и мажоре) и под музыку «Ритм-вальс» дети уходят из зала.