Екатерина Ульянова
Педагогический проект «Сказочные домики» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе №1 «Затейники»
«Сказочные домики»
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта:
Сказки, народные песни, былины, пословицы, поговорки, загадки — это всё произведения устного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.
Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец
что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка
стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим,
что автор таких песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок — народ.
И в наши дни эти произведения привлекают к себе и детей и взрослых.
В сказках разных народов встречаются общие идеи, темы, сюжеты и
образы.
Один из сказочных образов – сказочный дом. Однако, он неявно
присутствует в сказках, наверно поэтому многие исследователи этого вида литературного творчества уделяют ему мало внимания.
Но, на наш взгляд, именно сказочный дом является важным сказочным
образом, так как с него начинаются многие сказки: "В некотором царстве, в
некотором государстве", "Жили-были", "Недалеко, не близко. ". А также в этих сказках настоящий герой обязательно должен вернуться домой.
Поэтому предметом своего исследования мы выбрали жилища
сказочных персонажей.
Срок реализации: 01.01.2025г - 25.01.2025г
Цели:
- Знакомство детей со сказочными домиками и замками
Задачи:
- познакомить детей со сказочной архитектурой
- учить передавать сказочные элементы через семейное художественное творчество
- воспитывать умение видеть прекрасное
- развивать память, мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей
Продукт проектной деятельности:
-выставка – презентация сказочных домиков
Прогнозируемый результат:
1. Дети вспомнили сказки, сказочных героев, и кто из них где живет.
2. Дети получили навык публичного выступления.
3. Дети научились передавать сказочные элементы при создании домика.
Этапы реализации проекта
Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап: подготовительный 1Формулировка цели и определение задач Воспитатели Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним. Январь 2025г
2. Подбор материала по теме проекта Воспитатели Видео, наглядные материалы, презентации, м/ф Январь 2025г
3. Приобретение необходимого материала для изготовления бутафории Воспитатели Материалы и инструменты Январь 2025г
4. Составление плана проекта Родители План проекта Январь 2025г
2 этап (основной, исследовательский) 1. Беседа с детьми о сказках. Воспитатели Расширение и активизация словаря детей Январь 2025г
2. Беседа «Что такое сказочная архитектура?»
Подбор иллюстраций с изображениями разных сказочных домиков из сказок. Воспитатели Расширение кругозора детей Январь 2025г
3. Чтение сказки художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображениями замков и домиков. А сказочные домики все таки существуют!
Воспитатели, родители, дети Расширение кругозора детей Январь 2025г
4. Составление «Сказки про гномиков и их сказочных домиков» Воспитатели, родители, дети Рассказы детей Январь 2025г
5. Поделка «Сказочный домик» Воспитатели, родители, дети Выставка поделок Январь 2025г
3 этап: заключительный (обобщающий) 1. Подведение итогов реализации проекта
Утренник – спектакль «Щелкунчик»
Воспитатели Отзывы, видеозапись, фотоотчёт. Январь 2025г
Итоговое мероприятие: Выставка – презентация сказочных домиков
Использованная литература:
1. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепина. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
2. «Праздники в детском саду». Б. А. Лапшина, 2-е изд., стереотип –Волгоград: Учитель, 2009 г.
3. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста». Малахова Л. В. - Ростов и/Д; Феникс, 2008 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №10 1995г., №11 1996г., №2 2003г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org Википедия свободная энциклопедия.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2018/11/21/ruchnoy-trud-dlya-detey-starshey-gruppy-domik-s
Приложение:
1. Аналитическая справка о реализации проекта.
2. Фотоотчёт о проделанной работе
Беседа о сказках
Заметив, что дети теряют интерес к художественной литературе, педагог предлагает детям поближе познакомиться со сказками. Для этого он подготавливает три модели вопросов:
Что мы знаем о сказочных домиках?
Что бы мы хотели узнать?
Как мы это сможем узнать?
Все ответы детей записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателя. Способы получения информации в основном предлагал воспитатель, дети дополняли.
Какие сказки ты знаешь, где есть сказочные домики Что мы можем и хотим узнать. Как мы это узнаем.
Три поросенка
Теремок
Снежная королева
Гуси Лебеди
Золотая рыбка
Теремок
Маша и медведь Из чего сделаны сказочные домики?
Кто живет в этих домиках?
Из чего бы ты сам построил сказочный домик? Прочитать в книгах описание сказочных домиков
Рассмотреть картины и иллюстрации с изображениями замков и домиков
Просмотр мультфильмов
Беседа «Что такое сказочная архитектура?»
Цель: продолжать формировать понятие «сказочная архитектура».
Задачи:
Учить детей распознавать героя, который живет в домике : добрый или злой
Учить выделять элементы сказочности
Рекомендации к поведению занятия:
В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки про домики:
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла
(кошкин дом)
Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов
(Теремок).
Живёт она в большом цветочке,
Жаль, что мала сама росточком,
Зато вокруг - душистый дом,
Из лепестков построен он
На маленькой лесной опушке
Стоят две сказочных избушки.
У зайчонка тёплый дом,
У лисицы покрыт он льдом.
(Ледяная избушка)
Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем.
(Бабка Ёжка.)
Потом педагог показывает фотографий с изображениями сказочных домиков. Дети рассматривают их, выделяют элементы сказочности, описывают домик. Потом дети сравнивают замок Снежной королевы и Замок Изумрудного города. И приходят к выводу, что замок Снежной Королевы пустой, холодный, большой, но в нем бы не хотелось жить. Замок такой же холодный, как и сама Королева.
Презентация «Настоящие сказочные домики»
Составление сказки: «Сказка про гномиков и их сказочные домики»
В далёкой сказочной стране, в волшебном лесу, жили маленькие гномы и их весёлые, беззаботные друзья – букашки, козявки и многие другие зверушки озорные.
У добрых гномиков были домики - красивые волшебные грибочки. С резными дверями и расписными окошками, на которых висели кружевные занавески. Каждый домик был не похож на остальные, разного цвета, размера и украшены на усмотрения хозяев.
Гномик Курносик, его так назвали из-за его маленького курносого носика, жил в мухоморе, который стоял на зелёной поляне. Домик окружал не высокий заборчик, за которым бегала необыкновенная мышка, у которой на шее был завязан красный бантик. Мышку звали Алисой, она была очень добрая и являлась любимым питомцем гномика Курносика. Алиса давно жила с гномиком и была первой помощницей в его благородных делах. Курносик никогда никого не обижал и славился исключительно хорошими поступками.
Курносик чихал. В его носик попала маленькая мошка. Гномик не думал о себе, ему была жаль мошку. Курносик хотел, чтоб мошка вылетела целая и невредимая. Алиса бегала вокруг гномика, она переживала за обоих. Вдруг Курносик чихнул с такой силой, что несчастная мошка вылетела. Она дрожала от страха. Малышка очень испугалась.
Вдруг Курносик радостно закричал:
-Ура, живая, невредимая!
-Пи-пи, ура!- поддержала его Алиса.
Мошка немного успокоилась. Бедняга так спешила в гости к гномику, что на огромной скорости угодила, прям в курносый нос гномика. На радость всем- Алисе, Курносику и мошке всё обошлось благополучно.
Друзья сели пить успокоительный чай из лесных ягод. Их очень любил собирать Курносик, а затем угощать своих друзей ароматным чаем. Кстати, когда мошка так торопилась к гному и угодила в его носик, она спешила попить знаменитого чая. Впредь мошка решила так не торопиться, сделав вывод, что спешка до добра не доведёт!