Марина Меньшикова
Конспект тематического занятия «Птичьи голоса» (старшая группа)
Цели и задачи.
- Расширить кругозор детей о птицах.
- Показать обычное явление под новым углом зрения.
-Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.
- Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование.
1. Презентация Power Point с изображением птиц и их голосам
Ход занятия.
Воспитатель: О чём будет наша беседа, вы узнаете, отгадав загадку:
(слайд №1)
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Публикация «Конспект тематического занятия „Птичьи голоса“ (старшая группа)» размещена в разделах
Значит наше занятие будет посвящено теме: «Птицы». Каких птиц вы знаете и можете назвать?
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи – на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в тёплые края. Многих пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске.
Мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили своё название.
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц» :
Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да ещё рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечётка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия – прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка – это та, что поёт на заре. Лунь – это тот, что «сед, как лунь». Кукушка… «Кукушка, кукушка сколько мне лет ещё жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».
Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкого. Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи – птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что, птицы получили свои названия, а за одно и прослушаем их пение и голоса. Для начала прослушайте отрывок из стихотворения:
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
(слайд № 2)
- О ком идёт речь?
- Правильно, о кукушке.
Итак, первой нам встретилась кукушка. Как,по- вашему, за что она получила своё название?
Ученик: Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить своё название? Конечно, за то, что кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как её называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы-«куку», болгары – «куковица», немцы – «кукук». Все народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже. Кукуют только самцы, обычно они сидят на возвышении, на какой – нибудь горизонтальной ветке. Кукуют они и днём и ночью, но охотнее всего в утренние часы. И произносят свое «ку-ку» не больше 10 раз. Кукушки – являются предвестниками весны и лета.
Воспитатель: Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда, и никогда сами не выкармливают своих птенцов. Кукушка – полезная птица. Они питаются только насекомыми. Но главная их заслуга в том, что они поедают, таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.
(слайд №3)
Ученик: А вот над болотом летит длинноклювая птица. А клюв – то у неё такой интересный, загнут вниз. Внимание – птица закричала: «Кууу – лик! Кууу-лик!». И всем понятно как её зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает)
«Кулики – стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озёр. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».
Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по - разному называются.
Ученик: Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Птичка издаёт тонкий писк. Поэтому её прозвали – пищухой. Пищуха – похожа на мышонка серовато – бурая птичка с белым шёлковым брюшком. Но мы – то уж с вами всегда узнаем этот скромный серый комочек с длинным упругим хвостиком и характерным писком. Увидеть её можно рядом с парком или лесом, по берегам реки. Основная пища пищухи – жуки, гусеницы, тля, пауки. Уничтожая зимующих вредителей птица приносит большую пользу садам и лесам.
Воспитатель: Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Представьте себе раннюю весну: снежинка растаяла – капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку и вся зима скатилась в реки, озёра и пруды. На деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток, вдруг зелёный листик появился. Да необычный. С ветки на ветку прыгает, с дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно это не листик, это птица. А зовут эту птичку Зеленушка. Послушайте почему её так зовут.
(слайд № 4)
Ученик: Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые - как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали её – зеленушкой. Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её похожа на звон колокольчиков. А гнездо строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это наверное, для того чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.
(слайд №5)
Ученик: Рябчик – это небольшая, размером с галку, пухлая птица. У неё маленькая голова и короткий клюв. Большую часть времени проводит на земле, где ведёт скрытый образ жизни. Рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Он может затаиться в лесу так, что в двух шагах пройдёшь – не заметишь. Это довольно молчаливая птица. Основной голосовой сигнал – протяжный и очень тонкий свист. Кормятся семенами деревьев, ягодами на болоте. А живут они по берегам рек, вблизи лесных родников.
Физминутка.
Встали. Отдыхая, будь внимателен.
Прилетели птицы, я называю птиц, вы машете руками если это птицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, волки и чижи, аисты, кукушки, плюшки и ватрушки, лебеди и утки.
И спасибо шутке!
- А знаете ли вы, что –Кукушка за один час может съесть 100 гусениц.
- А знаете ли вы, что – сова уничтожает за лето 1000 мышей.
- А знаете ли вы, что –самый сильный из насекомых жук – носорог. Сам весом 14 гр., а может тащить груз в 1 кг.
Показ следующего слайда № 6.
Ученик: Нет такого человека, который не знал бы эту птицу. Синицы настолько заполнили нашу жизнь, что мы их порой просто не замечаем. Во время гнездования синицу почти не видно. В это время она в лесах, парках и садах. И только с наступлением холодов начинает перебираться ближе к человеческому жилью. Синицы приносят много пользы и в холодные и голодные времена нуждается в нашей поддержке. Многие из нас зимой подкармливают разных птиц, делая кормушки или просто насыпают корм. И это правильно. Синица первый предвестник весны. Начинает наполнять улицы своим пением уже с конца февраля. Песенка синицы довольно своеобразна, но их звучные и чистые свисты весной, греют душу. Поют у синиц только самцы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите о какой птице идё т речь:
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
(слайд № 7)
Ученик: У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой её прозвали за яркую малиновую грудку. Зарянкой, потому что именно на утренних и вечерних зорьках, когда солнце ещё не взошло или уже село, особенно громко слышится её звонкая трель. Птица нежная и добродушная. Гнездится зарянка на земле под корнями деревьев или в кустах.
Воспитатель: Итак, как вы уже убедились все названия птиц произошли в зависимости от какого-то определённого признака, присущего лично той или иной птице (кто-то красиво поёт, у кого-то яркое оперение и т. д.) А теперь послушайте, о чём просят нас наши птицы.
Ученик 1: Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд.
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни.
Ученик 2: Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Все хором: И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят
И вот на этой позитивной ноте, мы с вами заканчиваем нашу беседу о птицах. Надеюсь вы узнали много нового и интересного. Всем спасибо.
В течении вечернего времени была изготовлена коллективная работа "Горлица".