Марина Нетудыхата
Конспект занятия «Ознакомление с буквой Л, л и звукам [Л], [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’]».
Цель: ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’].
Программное содержание: формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных, совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, совершенствование навыков конструирования и печатания, развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки, развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности, формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Материалы и оборудование: распечатка букваря, тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки, «Чудо дерево» и слоги на «липучках», мяч среднего размера. Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Птичьи пятнашки».
Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с буквой Л, л и звукам [Л], [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Планируемый результат: ознакомлены с буквой Лл и звукам [л], [л’].
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 2м.
IIч. Основная часть. 26м.
1. Упражнение. «Подбери схему».
2. Работа по книге. Работа по книге.
3. Работа в тетради. Печатанье буквы Лл.
4. Подвижная игра. «Птичьи пятнашки».
5. Упражнение. «Закрась квадрат».
6. Упражнение. «Составь схему».
7. Упражнение. «Веселый круг».
IIIч. Итог занятия. 2м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
В круг ребята становитесь,
Дружно за руки не беритесь,
Слушайте скорей загадку,
И скажите мне отгадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?
IIч. Основная часть.
1. Упражнение «Подбери схему». Развитие навыков звукового анализа (подбор готовых схем к названиям картинок). Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит предметная картинка. На магнитной доске находятся звуковые схемы. Педагог. Посмотрите на картинки. Назовите их. 1-й ребенок. Галка. 2-й ребенок. Лампа. 3-й ребенок. Стол. 4-й ребенок. Шалаш. Педагог. Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте свою картинку под нужную схему. Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь. Дети возвращаются на свои места. Педагог. Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах? Дети. Звук [л]. Педагог. Об этом звуке, звуке [л’] и букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня, почитаем и поиграем. Педагог убирает пособия.
2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл. Совершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости мягкости, глухости-звонкости согласных.
Педагог вешает на доску «Мой букварь». Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
Дети. Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].
- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные. Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [л] и [л’].
Дети. Звуки [л] и [л’] — звонкие.
- Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие.
- Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Лук Лариса поливала,
Поскользнулась и упала.
- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Лл. Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях и трех — со звуком [л]. Перечислите их.
Дети. В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].
- Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень. Педагог по очереди произносит слова, дети отмечают место звука [л’] .
- Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка. По очереди произносит слова, дети отмечают место звука [л] на.
-А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й ребенок. Лак.
2-й ребенок. Лук.
3-й ребенок. Лоб.
4-й ребенок. Лом.
1-й ребенок. Пол.
2-й ребенок. Лужа.
3-й ребенок. Лыжи.
4-й ребенок. Луна.
1-й ребенок. Липа.
2-й ребенок. Лиза.
3-й ребенок. Лиса.
4-й ребенок. Лимон.
1-й ребенок. Булка.
2-й ребенок. Галка.
3-й ребенок. Потолок.
4-й ребенок. Купили.
1-й ребенок. Бублик.
2-й ребенок. Пили.
-Прочитайте и слова под картинками.
3-й ребенок. Лом.
4-й ребенок. Волы.
1-й ребенок. Скалка
2-й ребенок. Фиалка.
3-й ребенок. Суслик.
4-й ребенок. Скакалка.
- И наконец, прочитайте предложения.
3-й ребенок. Лиза купила лимоны.
4-й ребенок. Клава и Лида пили лимонад.
1-й ребенок. Слава ходит с флажком.
2-й ребенок. Мила полола лук.
3. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради. Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.
- Что вы видите в верхней части страницы?
Дети. Лук, лопату и букву Лл.
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание.
- Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз справа налево. «Напишите» так же букву Л в воздухе.
Дети «пишут» букву Л в воздухе.
- Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке. Дети читают и под контролем педагога пишут слова.
- Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
4. Подвижная игра «Птичьи пятнашки». Координация речи с движением, развитие ловкости, подвижности. Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения.
Стриж летает по-над кручей,
Бегут по кругу на носочках, расставив руки.
Галки стаей — ниже тучи, Бегут, совершая взмахи руками.
Два грача по пашне ходят,
Червяков в земле находят. Идут, заложив руки за спину, совершая ритмичные кивки головой.
Страшный ястреб вдруг мелькнул, Водящий встает, вбегает в круг.
Тенью птичек он спугнул. Дети разбегаются по помещению. Раз, два, три! Водящий пытается их запятнать. Птиц лови! Дети убегают за линию, за которой нельзя пятнать.
5. Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах). Педагог предлагает детям вернуться за столы и перевернуть страницу.
- Что нарисовано в верхней части страницы?
Дети. Лодка, стул, колобок.
- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради.
6. Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Педагог помещает на мольберт картинку с изображением иглы, ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа.
- Что это и кому этот предмет нужен?
Дети. Это игла. Она нужна швее.
- Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.
Дети выполняют задание самостоятельно. Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его и картинку.
7. Упражнение «Веселый круг». Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах) и ловкости. Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Следующая игра называется «Веселый круг». Будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Постарайтесь, чтобы во всех словах был звук [л]. Стол. 1-й ребенок. Лодка.
2-й ребенок. Акула.
3-й ребенок. Алфавит.
4-й ребенок. Тулуп.
- Вот так молодцы! Поаплодируйте себе. Дети аплодируют. Педагог убирает мяч.
8. Игра «Чудо-дерево». Совершенствование навыка составления слов из данных слогов и чтения полученных слов. Педагог помещает на магнитную доску пособие «Чудо-дерево» с закрепленными на нем с помощью «липучек» слогами: лу, на, ли, па, пал, ка, по, ля.
- И напоследок игра, которая вам так понравилась.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на листочках дерева — слоги. Попробуйте все вместе составить из этих слогов слова. Дети выполняют задание.
- Прочитайте полученные слова. Дети. Лу-на, ли-па, пал-ка, по-ля.
Отлично! Педагог убирает изображение дерева с доски.
IIIч. Итог занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии.