Лариса Плоцких
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.
Образовательные задачи:
1. Формировать представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе.
2. Систематизировать знания детей о лесе, реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе;
3. Обогащать словарный запас детей: патруль, эколог, экологическая катастрофа.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе „Экологический патруль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Совершенствовать навыки игровой деятельности детей: распределять роли, выбирать атрибуты для игры, планировать игровую деятельность и производить игровые действия в соответствии с намеченным планом.
Развивающие задачи:
1. Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
2. Развивать коммуникативные навыки;
3. Способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность умение применять нравственные нормы на практике);
2. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.
3. Воспитывать уважение к деятельности защитников природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.
Оборудование и материалы: макет реки, декорации леса, игрушки (дикие животные, рыбы, пресмыкающиеся, план-карта, наборы для игр «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория», видеоозапись «Полёт вертолёта».
Предварительная деятельность: игры «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория». Беседы на экологическую тематику. Чтение литературы на экологические темы (см. картотеки «Экологические стихи», «Экологические рассказы»).
Предполагаемые роли: ветеринары, спасатели, ученые-экологи.
Примерные игровые действия:
• управление вертолётом;
• изучение экологической обстановки (пробы воды, лесного покрова и т. д.);
• работы по исправлению экологической ситуации: очистка водоема (реки, спасение животных, добавление рыб в реку, приготовление еды.
Ход игры:
Воспитатель привлекает детей к себе:
Воспитатель: Дети! В наш детский сад пришла телеграмма. «Внимание! Экологическая катастрофа! В нашем лесу случилась беда. В реке пропала вся рыба. В опасности жители леса - многие из них заболели. Спасите! Помогите! Лесные обитатели»
Воспитатель: Дети, а что такое катастрофа? (ответы детей) Какие катастрофы вы знаете? (пожар, землятрясение, наводнение) Правильно. Ребята, в телеграмме лесные обитатели пишут об экологической катастрофе. Что это такое, как вы думаете? (дети высказывают свои суждения) Да, это серьезное бедствие, которое случается в природе, когда страдают леса, реки, животные, птицы, насекомые. А, часто и совсем пропадают. Экологические катастрофы часто происходят по вине людей и наносят непоправимый вред природе. Например, люди строят заводы и фабрики, которые выпускают в воздух дым, а в воду разные вредные вещества, вырубают леса, в которых водятся животные и птицы. Все это приводит к экологической катастрофе в природе.
Дети, а вы хотите отправиться на место происшествия и спасти животных?
Дети: Да.
Воспитатель: Но дорога туда нелегка. Давайте рассмотрим карту местности.
(Рассматривают карту, на ней изображены лес, река и набольшая полянка у реки)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на карте?
Дети отвечают.
Воспитатель: А дорогу вы видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: На чём же мы можем туда добраться? (предположения детей – на вездеходе, внедорожнике, самолете, вертолете).
Воспитатель: Правильно, туда можно добраться только на вертолёте! Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль – скорую спасательную экспедицию и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами?
Дети: спасатели, ветеринары, экологи.
Воспитатель: Кто такие экологи? (дети рассказывают)
Воспитатель добавляет или поясняет, если ответы неполные: Экологи - ученые, которые изучают природную среду, берут пробы воды, почвы, образцы растений. Они исследуют их и делают выводы, как можно помочь природе. Кто из вас кем будет?
Дети распределяют роли, высказывают свои желания. Совместно выбирается главный спасатель. Воспитатель помогает с выбором, принимает на себя роль начальника спасательной экспедиции.
Воспитатель: А теперь пора приготовиться к путешествию!
Воспитатель интересуется, что нужно взять с собой и предлагает загрузить все необходимые материалы и вещи в спасательный сундук.
Дети переодеваются, собирают все необходимое, сооружают вертолет из стульев, загружают в него все необходимое оборудование и строятся возле вертолета.
Главный спасатель: Команда к полету на место происшествия готова? Занять место в вертолете!
Включается видеозапись «Полёт вертолёта».
Воспитатель: Пока мы летим, давайте выясним, чем мы займемся.
Дети совместно с начальником спасательной экспедиции обсуждают план действий:
- После прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло.
- Спасателям провести спасательные действия.
- Экологам взять пробы воды в реке и провести исследования, взять образцы растений в лесу и выяснить, в каком состоянии находится лес.
- Ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным.
Воспитатель: Задача ясна?
Дети: да!
Воспитатель: Чтобы нам быть на связи, я даю вам рации. Держитесь на связи! Докладывайте мне о том, что происходит по рации.
Главный спасатель: Мы приближаемся к месту. Приготовиться к посадке!
Дети выходят из вертолёта, перед ними река и лес, по берегу реки разбросаны ветки, хворост, в реке плавают пятна нефти (бензина, мусор, пустые бутылки. В лесу разбросан мусор, лежат больные звери.
Дети: Да.
Главный спасатель командует приступить к своим обязанностям. Игра начинается.
Предполагаемые действия:
- Воспитатель (начальник экспедиции) со спасателем или ветеринаром разбивает лагерь, ставит палатку.
- Экологи проводят исследования воды в реке, растений в лесу.
- Ветеринары обследуют пострадавших животных, относят их для лечения в лагерь и там оказывают первую помощь животным.
- Спасатели собирают мусор в ведра, убирают из реки бензиновые пятна.
- После того, как вода очищена, эколог делает повторные пробы воды, которые показывают, что вода стала чистой и дает распоряжение выпустить в воду рыбу.
- Эколог, исследующий растения, сообщает о результатах и сажает новые растения.
- Главный спасатель докладывает о том, что работа по очистке реки закончена.
- Ветеринары докладывают, что все животные вылечены и животных можно отправить в лес.
Раздается аудиозапись «звуки природы»
- Воспитатель (начальник патруля) дает команду: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.
Включается видеоролик «Полёт вертолёта»
Во время полета проводится обсуждение проделанной работы.
Воспитатель расспрашивает спасателей, о том, что они обнаружили на месте экологической катастрофы на реке.
- Что вы увидели на берегах реки и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)
- Что вы сделали, чтобы вода стала чище? (ответы детей)
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)
- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
Воспитатель: Что же произошло в лесу? От чего пострадали животные? (ответы детей) Что нужно делать, чтобы в лесу было чище?
- Правильно. Леса – это легкие нашей планеты, наше богатство. Нужно бережно относиться к нему, при посещении леса гасить за собой костры, убирать весь мусор, не разрушать гнезда, муравейники, места обитания диких животных.
(После посадки, дети выстраиваются возле вертолёта).
Воспитатель: ребята, я как начальник спасательного патруля, благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Защитники природы».
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась работа нашего экологического патруля? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
- Кому помогали? (ответы детей)
- Что нового узнали? (ответы детей)
- Какой вывод мы сегодня сделали? (ответы детей) Берегите, ребята, природу!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»