Шакирова Юлия Расимовна
Конспект занятия «Свойство воды — плотность» для детей седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Свойство воды – плотность»
для детей седьмого года жизни
Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование
)
Подготовила: воспитатель - Шакирова Юлия Расимовна.
Тема: Свойство воды – плотность.
Индивидуальная разработка с использованием методического пособия Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольников. Опыты, эксперименты, игры»
Публикация «Конспект занятия „Свойство воды — плотность“ для детей седьмого года жизни» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: формирование представления в процессе познавательно-исследовательской деятельности отличительного свойства воды- плотность.
Задачи
• способствовать умению выделять и ставить проблему, проверять возможные решения экспериментальным путём;
• познакомить с понятием «плотность воды»;
• формировать навыки проведения лабораторных опытов. умение действовать по алгоритму;
• воспитывать бережное отношение к воде;
• воспитывать умение слушать других, взаимодействовать в команде, договариваться между собой.
Средства:
Наглядные плакат «Правела безопасности при работе в лаборатории», картинки «Кому нужна вода» и «Состояние воды», изображение с условными знаками основных свойств воды.
Оборудование 2 стеклянной емкости, соль, сахар, яйцо, краски, шприцы, стаканчики, 2 лоскутка разной плотности, ложки, прозрачная стеклянная или пластиковая бутылка, масло растительное, вода холодная и теплая, карточки для зарисовки результатов исследования
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель собирает детей вокруг. Представляет гостя детям.
- Здравствуйте ребята! К нам сегодня в гости пришла Симка. Она учится в специальной школе Фиксиков. В школе ей поручили подготовить доклад по изучению свойств воды. Но в лаборатории произошла авария из-за неосторожного обращения с оборудованием и теперь ей негде продолжить свое исследование по изучению свойств воды. Она узнала, что в нашей группе есть небольшой уголок экспериментирования и просит у нас разрешения воспользоваться нашей лабораторией, помочь ей в дальнейшем изучение.
- Ребята, вы не против помочь нашей гостьи? Ответы детей.
Дети сосредотачивают внимание на педагоге, на гостье.
Воспитатель задает вопрос.
- Ребята, Симка интересуется, знаете ли вы что-либо о воде? Расскажем ей, что мы уже знаем? (ответы детей)
- Какая она вода? (ответы детей)
- Кому нужна вода, и для чего? (ответы детей)
- В каком состояние бывает вода? Где живет вода? (ответы детей)
Дети отвечают на вопрос, опираясь на ранее приобретенные знания.
- Ребята, Симка очень рада, что вы так много знаете о свойствах воды. Кроме этих свойств у воды есть ещё одно – плотность. А как вы понимаете слово «плотность»? (ответы детей)
Воспитатель знакомит с новым словом «Плотность», дает определение через показ пример с тканью (эксперимент). Приглашает всех пройти в лабораторию.
- Ребята, не хотели бы вы пройти с нами в лабораторию, чтобы изучить это свойство.
- Перед нами стоит цель узнать есть ли у воды плотность, все ли вещества растворяются в ней.
Проходят в лабораторию.
- Ребята, Симка интересуется знаете ли вы правела безопасного поведения при работе в лаборатории. (ответы детей). Предлагаю вспомнить эти правела, чтоб не повторять ошибки
Воспитатель напоминает детям о правилах безопасного поведения при работе в лаборатории. Дети повторяют правела безопасности.
- Для успешного проведения опыта предлагаю вам разделиться на пары – кто с кем хочет работать
Воспитатель предоставляет возможность рассмотреть оборудования и материалы для проведения опытов.
Опыт №1 Перед вами стоят 2 ёмкости с водой и соль. Одна ёмкость должна остаться с чистой водой, а вторая должна стать солёной. Для того, чтобы выяснить плотность воды, необходимо в каждую ёмкость опустить по 1 сырому яйцу.
- Ребята, а вы не подскажите мне как сделать воду солёной (ответы)
Дети сосредотачивают внимание на педагоге, наблюдают за ее действиями. Проходит опыт.
- Ребята, расскажите, каков результат эксперимента?
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде тел сложнее в ней утонуть.
- Я предлагаю вам зафиксировать наш результат с помощью условных знаков, схем. А теперь скажите, как вы думаете, в какой воде легче научится плавать, в пресной или соленой?
Дети принимают активное участие в обсуждении
- В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек бес всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Интересно, а что произойдет если вместо соль мы вводу насыпаем сахар? Какова плотность сладкой воды? Хотите проверить?
Воспитатель заинтересовывает детей для проведения следующего эксперимента.
Опыт №2 «Радуга в стакане»
- Для проведения этого опыта нам понадобится: 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан мы насыпаем 4 столовую ложку сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 столовые ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан мы сахар не добавляем. Воду в стаканах мы окрашиваем красками, каждую в разные цвета. При помощи шприца аккуратно в пустой стакан вливаем воду из первого стакана с 4 ложками сахара. Затем также аккуратно шприцом вливаем воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара. Проходит опыт.
Воспитатель подводит детей к выводу.
- Что же произошло?
Вывод: количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.
Результат дети фиксируют на карточках.
- Мы с вами заметили, что соль и сахар растворяется в воде. А что ещё растворяется в воде? (ответы детей).
Воспитатель организовывает физкультминутку.
Физкультминутка.
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. (бег по кругу)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)
- Ребята, Симку очень интересует еще вот какой вопрос, может ли вода разной температуры смешиваться между собой (ответы детей). А чтобы узнать наверняка, нам нужно будет провести еще один эксперимент
Опыт №3 «Холодная и горячая вода»
- Для эксперимента берем два стакана воды, в одной будет холодная в другой горячая. Далее добавляем красители, в стакан с горячей водой добавим красный цвет краски, а в холодную воду – синий цвет. Стаканы должны быть наполнены до краев. Накрываем один стакан плотной картонкой и аккуратно переворачиваем и кладем на другой стакан. Потом убираем картонку и смотрим, что произойдет. В зависимости от температуры плотность воды будет меняться. Чем выше будет температура, тем выше становиться плотность воды. (Тепло стремится вверх)
Дети зафиксируют результат.
- Ребята, Симка приглашает вас на научный совет.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Узнали ли вы, что-нибудь, что вас удивило, что вы не знали раньше? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось? С какими трудностями вы столкнулись?
Дети активно обсуждают, анализируют и оценивают.
- Симка благодарна всем вам за вашу помощь и предлагает вам дома, попробовать провести эти опыты и может быть найти новые. (Симка уходит)
- Наша гостья ушла, оставив на столе масло. Интересно, а растворится ли масло в воде? И какая у нею плотность в сравнение с водой? (ответы детей).
- Я предлагаю вам проверить это самостоятельно и затем сделать вывод.
Опыт №4 «Волшебные капли»
Для этого нам потребуется: пластиковая бутылка, растительное масло, вода, пищевой краситель. Заполняем нашу бутылку (банку или вазу) растительным маслом и водой в равном количестве. После осторожно добавляем краску. (Наблюдаем за происходящим).
- Мы видим, что сколько бы мы не перемешивали, масло в воде не растворяется и она остается на поверхности.
Дети отмечают результаты наблюдений, что вода не является растворителем для масла. Плотность воды больше чем плотность масла, поэтому он выталкивает масло на поверхность.