Людмила Кайгородова
Конспект занятия «Свойства предметов». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Свойства предметов"
Цель:
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.
Материалы к занятию:
Демонстрационный — карандаши, альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.
Раздаточный — цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов — красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.
Публикация «Конспект занятия „Свойства предметов“, Средняя группа» размещена в разделах
Ход занятия:
I. Свойство предметов — цвет. Цвета радуги.
Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:
— Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш): «Я могу быть маком, огнем, флагом!»
Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши:
— Угадайте, что рассказали эти карандаши?
Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой след на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:
— Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»
— Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»
— Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»
— Голубой: «Я незабудка, небо, лед!»
— Синий: «Я чернила, море, василек!»
— Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!» Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку. —Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга)
—А кто знает цвета радуги?
Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.
II. Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?».
Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:
Мы все встали дружно в круг,
Повернулись разом вдруг,
(все поворачиваются на 180° и идут в обратном направлении)
А как скажем: «Скок, скок, скок!» —
Отгадай, чей голосок?
Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2—3 раза.
Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.
III. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, фор-ме, размеру, материалу, назначению и т. д.).
— Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первой картинке? (Кукла и мишка.)
— Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются? Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее
у куклы и мишки назначение — это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и у мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что. И дети называют признаки различия самостоятельно.
- Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются? (У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч — желтого и синего цвета, а воздушный шар — желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч — маленький, а воздушный шар — большой. Назначение у них тоже разное: мяч — игрушка, а воздушный шар — летательный аппарат.)
— Сравните ежа и елку. («Ель на ежика похожа: еж — в иголках, елка — тоже, и "живут" они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик — животное, елка —растение.)
— Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка? (Они оба оранжевого цвета.)
— Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.
— Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему? Примерные ответы детей:
— Морковка и лиса оранжевые.
— Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.
— Помидор и божья коровка красные.
— Лягушка и яблоко зеленые.
IV. Физкультминутка «Смотри в оба».
Дети строятся в ряд (не более 7—10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное — в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.
V. Закрепление умения выделять свойства предметов.
1) Беседа об овощах. Отгадывание загадок.
— Какие овощи вы знаете?
— Что растет у вас на огороде (например, на даче?
— Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?
а) Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
в) Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
б) Летом в огороде —
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке —
Желтые, соленые.
(Огурцы)
г) Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это?
(Арбуз)
Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т. д.
2) Игра «На что похоже?».
Картинки с изображением овощей.
— Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.
Примерные ответы детей:
— Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, -я положу оранжевый (красный) треугольник.
— Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т. д.
VI. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
- Что понравилось? Что показалось трудным?