Дельгир Эльбикова
Конспект занятия «Секреты с бумагой» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
- развитие познавательных способностей: памяти, мышления, внимания детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы.
- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
- продолжать формировать у детей бережное отношение к книге.
Публикация «Конспект занятия „Секреты с бумагой“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- формировать основы безопасности жизнедеятельности детей в процессе экспериментально- исследовательской деятельности детей.
Воспитатель:
- Давным-давно, две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность.
Видеоролик 1: «Китай».
С тех пор прошло много- много лет без бумаги нам невозможно представить свою жизнь.
Воспитатель: - А не хотите ли вы узнать, из чего делают бумагу?
Дети: да.
Воспитатель: Думаю, за помощью нужно обратиться к нашим любимым Фиксикам. Фиксики очень маленькие. Как же нам к ним попасть? Давайте,споём их любимую песенку. (Дети поют под фонограмму и выполняют несложные движения).
Видеоролик2: «Производство бумаги»
Воспитатель: Ребята, вокруг нас находится много разных предметов. Они очень важны в нашей жизни. Салфетки, туалетная бумага, альбомы для рисования, конверты, книги, открытки, обои, газеты, плакаты… Из чего все они сделаны?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Правильно, ребята. Предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Бывает- не бывает».
Воспитатель : - Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др).
Воспитатель: - Молодцы, мои маленькие друзья! Всё у нас с вами получилось. Но, к сожалению, в жизни бывают и неприятные истории и приключения. Вот один из них. (плач книги)
Стихи С. Маршака «Книжка про книжки».
У Скворцова Гришки
Жили- были книжки
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые
Без конца и без начала
Переплеты - как мочала,
На листах - каракули…
Книжки горько плакали.
Книга :
- Нам все листики помяли
- Все погнули и порвали
- Картинки вырезали
- И в лужу окунали
- Мной играли во дворе,
Вместо книжки стало две
- А меня в костер бросали,
Еле- еле откачали.
- Помогите, ребятишки.
Воспитатель:
Ах, какие же вы бедняжки
Вам у Гришки очень тяжко
Мы не будем гнать их прочь!
Нужно книжкам нам помочь.
Поможем книжкам, ребята?
Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь книгам нам предстоит выяснить, чего боится бумага. Как помочь бумажным вещам, попавшим в беду, обрести прежний вид. Перед занятием мы отдели белые халаты, а вы знаете почему? Сегодня мы будем учеными. И отправимся с вами в маленькую лабораторию и самостоятельно проведём опыты с бумагой.
- Как вы думаете, у нас получится?
- Ребята, давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не шуметь, не мешать друг другу.
3. Аккуратно работать с ножницами.
4. Выполнять все задания.
Опыт № 1. «Бумага издает звук», «Бумага мнется» (схема «Смятая бумага», «Нота»)
Воспитатель: - Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он лист бумаги?
Дети: Гладкий, тонкий… (потрогать пальчиками, закрепить у нескольких детей).
Воспитатель: - Попробуйте смять бумагу У всех бумага смялась?
- Что вы слышите? Какой звук издает бумага?
- А всем было легко смять? Почему?
- А теперь мы попробуем смять картон. Легко это сделать? А почему?
- Как вы думаете почему одну бумагу смять легко, а другую трудно?
Подведем итог: Бумага- тонкая, не прочная, мягкая, её можно легко смять.
Картон толще бумаги, и он труднее мнется.
Звук возникает при смятии бумаги.
Воспитатель: - А чем говорит схема «Смятая бумага», «Бумага издает звук».
Опыт № 2. «Бумага режется» (схема «Ножницы»)
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете для чего нам нужны ножницы?
- Давайте попробуем разрезать ножницами сначала лист бумаги.
Вопросы к детям: Легко ли разрезалась бумага? А почему?
Дети: Бумага разрезалась быстро и легко, потому что она тонкая.
Воспитатель : - А теперь попробуем разрезать картон.
Вопрос к детям : Почем картон резать тяжелее, чем бумагу?
Дети. Картон режется ножницами тяжелее, потому что он плотнее,чем альбомная бумага.
Подведем итог: Бумага режется легко,потому что она тонкая.
Картон режется тяжело, потому что плотный.
Воспитатель: Ребята, какой опыт мы провели с вами по разрезанию бумаги и картона?
Опыт № 3.«Вода и бумага» (схема «Капля воды»)
Воспитатель: - Ребята, давайте проведем следующий опыт.
- Опустим в воду сначала бумажные салфетки. Что с салфеткой произошло?
Посмотрите салфетка в стакане с водой растворилась и утонула.
- А теперь проведем опыт с листом бумаги. Что произошло? (ответы детей)
- Бумага намокает дольше, чем салфетка. Почему?
Подведем итог: Бумажная салфетка намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага не прочный материал.
Воспитатель: - Ребята, как можно помочь нашей бедной книге которую намочил в луже Гришка Скворцов? (ответы детей)
- Да, ребята правильно. Книжка сделана из бумаги, ее надо просушить.
Воспитатель: - Я предлагаю вам немного размяться и стать художниками.
Разминка: «Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево- вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня с вами проводили опыты с бумагой. Мы сегодня были учеными.
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного? (ответы детей)
-А теперь подойдите все ко мне и мы все вместе подведем итог, что мы знаем о бумаге?
(Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги) :
- бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу можно резать
- бумага издает звук.
- бумага мокнет, боится воды
- на бумаге можно рисовать
- бумага горит.
Воспитатель: Ребята, почему этот опыт нельзя проводить? (Схема «Бумага горит»)
Дети: Это опасно. Может произойти ожог, травма глаз. Спички детям не игрушка!
Воспитатель:
- Вы уже знаете, какие предметы сделаны из бумаги.
- Ребята, из чего же делают бумагу? (ответы детей)
- А в какой стране придумали бумагу? (ответ детей)
Книга: Если мы - книги, сделаны из дерева, значит каждая порванная ребятами книжка - это срубленное дерево. Чем меньше будет деревьев, тем хуже будет природа.
Воспитатель: А теперь ребята, послушайте, Что напоследок нам скажут Фиксики.
Видеоролик 3: «Производство бумаги».
Книги: мы- книги уверены, что вы теперь будете бережно относится к бумаге.
- Теперь вы знаете из чего мы сделаны и как с нами нужно обращаться; не мять, не рвать, не бросать в воду, не сжигать…
Воспитатель:
- Ребята, мы должны вылечить наши книги? Заберем книги домой и попросим родителей отремонтировать книги вместе с вами.
Книга: Спасибо вам, ребята.
- Я думаю, что мои друзья книги вернуться в детский сад отремонтированными и будут радовать вас.