Наталья Липатова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Волшебный сундучок Грамотея»
Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.
Задачи:
Обучающие :
1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Волшебный сундучок Грамотея“» размещена в разделах
3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.
5. Формировать у детей умение подбирать противоположные слова по смыслу.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.
3. Развивать фонематический слух;
4. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Формировать у детей умения работать в коллективе.
2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Демонстрационный материал: картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, посылка, письмо, сундучок, ключ, медали,
Раздаточный материал: карточки, фишки, тетради в клетку, карандаши.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки.
Ход занятия:
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
- Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? - От кого: «От Грамотея»
Откуда: «Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Пчёлки»
- Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо) - Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Пчёлка»! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.
Задание 1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Ребята предлагаю поиграть в игру, я буду бросать мяч со словом, вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.
Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий, тонкий- толстый.
Найди одинаковый звук в словах: я буду называть слово, если вы услышали звук (С) должны хлопнуть, так мы узнаем кто у нас самый внимательный. слон, помидор, лиса, автобус, стол, машина, сосна, бусы.
Вот какие молодцы, с первым заданием справились!
Проходите на свои места.
-Ребята, какое сейчас время года? (зима)
–Какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.
Послушайте загадку о зимнем развлечение:
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Сани)
-Дед Грамотей очень любит зимой кататься на санях, вот и придумал нам такое задание. Посмотрите внимательно на картинку.
Разбор слова САНИ.
Возьмите карточки. Будьте внимательны.
- Сколько слогов в слове САНИ? (Два) СА-НИ. Прочтём первый слог (СА, второй слог (НИ)
Ребята, давайте медленно хором проговорим слово «САНИ». (индивидуальные вопросы детям)
Лиза, из скольких частей состоит это слово? (две)
Как звучит первая часть слова? (СА)Произнеси вторую часть слова. (НИ)
Какой первый гласный звук ты услышала? (А). Какой гласный звук слышится в конце? (И) Ребята, почему звук (А) гласный (его можно протянуть).
Сколько гласных в слове мы слышим (Два). Сколько слогов в этом слове? (два, почему вы так решили? (сколько гласных в слове столько и слогов)
А какой первый звук в этом слове? (С) Это какой звук гласный или согласный? Почему вы решили, что это согласный звук (его нельзя протянуть, он встречает препятствие, звук твердый, упругий). Какой фишкой будем отмечать согласный звук? (синей). Отметьте нужной фишкой у себя на карточках первый звук «С», фишку какого цвета вы выберите (синего) молодцы! Гласные звуки каким цветом отметим? (красным). Выложите второй звук. Произнесите его, (А) какую фишку вы возьмете для этого звука? (красную) Почему вы так решили (ответы детей)
Какой следующий звук? Звук «Н ь» гласный или согласный, почему? (дети отмечают звук зелёной фишкой. Почему вы так решили? Произносим звук мягко, ласково. Протяните последний звук в этом слове, как он звучит (И-и) (работа со звуком аналогично)
Ваня выложи схему слова, которая у тебя получилась.
Ребята, вы согласны с Ваней? (да). Какие вы молодцы, все справились с заданием!
Придумайте предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)
Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием, приглашаю вас отдохнуть.
Физминутка
«Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день –деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
-Ребята присаживайтесь за столы, прежде чем приступить к следующему заданию,давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.
Задание 3
- Дед Грамотей приготовил ещё интересные задания, ведь нам не терпится узнать, что же в сундучке. Вам нужно дорисовать узор и продолжить ряд. Приступайте к выполнению задания
ДИКТАНТ «КЛЮЧИК».
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
- Ребята, что у нас получилось? (ключ) Вы выполнили все задания, а вот и ключ от сундука. Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет. Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
Итог занятия :
- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Грамотея?
- Что больше всего понравилось?
- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!