светлана меркулова
Конспект совместной продуктивной деятельности педагога и детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной продуктивной деятельности педагога и детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Роспись петуха"
Подготовила: воспитатель Меркулова
Светлана Вениаминовна
Место проведения: старшая группа «Янтарики»
Дата проведения: 14.04.2016г.
Программное содержание:
Учить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского орнамента.
Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие.
Публикация «Конспект совместной продуктивной деятельности педагога и детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Развивать творчество.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.
Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
Материал и оборудование к занятию:
* Дымковские игрушки (для рассматривания);
* иллюстрации дымковских игрушек;
* образцы- схемы элементов росписи ;
* кисти (тонкие и толстые, салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
* стаканы с водой;
* ИКТ — ноутбук, проектор, магнитола;
* фея Кисточка;
* стрелочки в виде карандаша, кисточки.
Предварительная работа:
- Лепка петушков из соленого теста на занятии кружка «Пластилинография»;
- раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка»;
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание петушков белой краской, смешанной
с клеем ПВА;
- Подготовка презентации к занятию;
- Разработка конспекта занятия.
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуйте — желаем Вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда скорее собирайтесь в путь. Мы отправляемся в гости к фее Кисточке. По пути в гости к фее Кисточке мы с вами попадём в город народных умельцев. Давайте скажем волшебные слова:
Волшебная дорога раз, два, три
Нас в гости к фее Кисточке веди.
Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу, нарисованным карандашам и кисточкам. Дети выходят на ковёр перед экраном.
Воспитатель: вот мы с вами и попали в город народных умельцев.
Дети садятся полукругом на ковре.
Сегодня мы с вами будем путешествовать в мире искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.
Показ презентации.
Дымковская игрушка- один из самых старинных промыслов Руси. Он существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Слайд №2.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником СВИСТУНЬЯ, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки. Слайд №3.
Свистульки были в виде коней,баранов,козлов, уточек. Слайд №4.
Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Её изготовление, от лепки и до росписи - процесс уникальный, творческий. Слайд №5.
Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка единственна и неповторима. Слайд №6.
Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Слайд №7.
Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Слайд №8.
Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Слайд №9.
Сначала игрушки сушат (от двух до пятидесяти дней). Потом обжигают при температуре 700-800 градусов. Слайд №10.
Прежде побелку осуществляли мелом. разведённым на молоке. Слайд №11.
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Слайд №12.
Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало краскам блеск и яркость. Слайд №13.
Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Слайд №14.
Использование широкой гаммы, В которой много красного, жёлтого, синего, зелёного придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Слайд №15.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски,круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Слайд №16.
Завершают украшение игрушки - ромбики из потали или сусального золота, наклеенных поверх узора. Слайд №17.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в Кировском художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых. Слайд №18.
Уникальной коллекцией обладает кировский областной краеведческий музей. Слайд №19.
В центре Кирова установлена скульптурная группа "Семья", выполненная по всем канонам дымковской игрушки. Слайд №20.
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчёркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Слайд №21.
Благодаря своей мягкой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко используется в детском творчестве. Слайд №22.
Даже члены правительства нашей страны знакомы с этим народным промыслом. Слайд №23.
А что о дымковских игрушках запомнил ты? Слайд №24 - 25.
Дымковские загадки. Слайд №26 - 38.
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по городу народных умельцев, - надо продолжать путь в гости к фее, но сначала разомнёмся.
Физминутка «Считай и делай».
Один — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — в путь отправиться опять.
Воспитатель с детьми идут по выложенным на полу, нарисованным карандашам и кисточкам.
Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и фея Кисточка нас встречает. Давайте поздороваемся с ней.
Дети здороваются с феей Кисточкой.
Фея: Отгадайте-ка ребятки
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
Я, как встану поутру,
Запою: «Кукареку»
(петушок).
Дети выполняют упражнение дыхательной гимнастики «Петушок»:
Встать ноги врозь. Поднять руки в стороны — вдох (через нос, затем, хлопать ими по бёдрам на выдохе со словами «Ку-ка-ре-ку!»
Фея: Молодцы! Смотрите, какой он красивый, нарядный.
- Скажите, как называется эта роспись? (дымковская роспись).
- Какие элементы есть в дымковской росписи? (Кружочки, колечки, полосочки, точки).
- Какие цвета присутствуют в дымковской росписи? (синяя, красная, жёлтая, зелёная, золотая для красоты).
Дети перечисляют цвета (опираясь на иллюстрации).
- Ребята, помогите, пожалуйста, расписать друзей для моего петушка (достаёт дымковского петушка). А то ему одному скучно…
Воспитатель: Поможем фее Кисточке?
Утро наступает
Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
Дети садятся за столы.
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами будем расписывать наших петушков.
-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.
- Какие части тела есть у петушка?
- Правильно, голова, туловище, хвост, лапы;
на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.
- Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.
Образцы-схемы, показывающую последовательность работы, лежат на каждом столе и предлагаю детям приступить к работе.
Воспитатель: Как расписать петушка я сейчас вам покажу.
Пошаговая инструкция в электронном виде.
Первым мы закрашиваем у петушка бородку, клюв, гребешок красным цветом. Промываем хорошо кисточку, набираем черную краску и аккуратно кончиком кисточки рисуем глаз. Затем рисуем колечки, а потом ватными палочками ставим точки. Между колечками рисуем полосочки кончиком кисти сверху вниз. Посмотрите, какой получился петушок.
- Прежде чем дружно приступить к росписи петушка, давайте разомнем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Теремок»:
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Открывает его волк:
Дёрг — дёрг. Дёрг — дёрг.
Пришёл Петя-Петушок
И ключом открыл замок.
(Кисти рук подняты до уровня шеи. Концы пальцев соединены и изображают крышу. Дети пальцы раздвигают в стороны.
Пальцы переплетают в «замок».
Движения сомкнутыми кистями влево — вправо,
к себе — от себя.
Пальцы размыкаются, руки занимают и. п.).
Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.
Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.
Воспитатель: Ребята, фея Кисточка рада, что вы ей сегодня помогли. И дарит нам в группу этого петушка (сказочную птицу). Давайте поставим наши поделки рядышком с ним, чтобы он не грустил.
(дети расставляют свои поделки на столе рядом с подаренным петушком)
Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Скажем фее Кисточке спасибо и произнесем волшебные слова:
Волшебная дорога раз, два, три.
Домой скорее нас верни.