Наталья Опрышко
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Капелька»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста
«Капелька-вода»
Дидактические единицы: свойства воды (жидкая, не имеет формы, течет, разливается, отражает, превращается в лед и в пар, не оставляет следов)
Виды деятельности детей :
- познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
Содержание заданий для деятельности детей :
Задание
(действие и его содержание) Способ предъявления задания Способ презентации
результатов
Задание 1.
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
«Отгадай загадки»
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Капелька дождя, вода)
2. Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкой над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (Вода)
Устный вопрос
Предложить картинки для выбора ответа, в случае затруднения у детей с ответом Устный ответ
Показ картинок
Задание 2.
«Расскажи об обитании воды»
Дети, вместе с героем - Капелькой ищут в группе места, где может находиться вода и приклеивают туда наклейки – капельки.
Отвечают на вопросы:
- Где в природе можно встретить воду?
- Где ее больше всего?
- Откуда берется вода?
- Куда девается вода после дождя?
- Для чего вода земле, животным, растениям, людям?
- Какая бывает вода?
- Что делает? -Проблемная ситуация: «Друзья для Капельки»
- Беседа о месте обитания воды. Места, где живет вода в группе, отмечаются детьми наклейками-капельками
Физминутка
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!
Дети, шлепая ногами идут друг за другом, останавливаются, поворачиваются друг к другу, смыкают на головой руки.
Прыжки на 2 ногах, руки на поясе. Раскинув руки, тянутся вверх, пожимают плечами, улыбаются, имитируют мытье рук Показ ребенком движений Выполнение действий всеми детьми
Задание 3
«Проверьте, что может вода»
Экспериментирование с водой – переливание воды (льется); заполнение водой сосудов разной формы (не имеет формы); поднести к включенному фонарику стакан с водой (прозрачная); нюхают воду (без запаха); рассматривают лед (замерзает, (тает); рассматривают пар (кипит, испаряется); дуют и заглядывают в воду (в спокойном состоянии отражает предметы, (не видно следов) Эксперимент в игровой форме.
Формочки льда, термос с кипятком (показывает и работает воспитатель) Дети в процессе эксперимента показывают и рассказывают, что получается
Задание 4
Игра «лед, пар, вода»
Воспитатель называет и показывает состояние воды, дети показывают в движениях. Показ иллюстраций с изображением состояний воды и произношение воспитателем состояний воды Дети выполняют движения, соблюдая условия игры
Задачи:
1) Способствовать представлению детей о свойствах воды
2) Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности, познанию новых знаний об окружающем мире
3) Способствовать проявлению умения находить способы решения поставленных задач
Материалы и оборудование:
– стимульный материал: герой – Капелька, наклейки капельки;
– материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей : картинки с ответами на загадки; иллюстрации с изображением различного состояния воды; герой - Капелька
– дидактический материал: на каждого ребенка – стаканы, баночки, колбочки, бутылочки разной формы, формочки для замораживания воды, лед, термос в горячей водой, карточки. ;
-оборудование: Столы, термос, фонарик.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-целевой Воспитатель здоровается с детьми, улыбается им, просит улыбнуться друг другу. Загадывает загадки о воде. Приглашает гостя – Капельку, которая ищет своих друзей. Воспитатель предлагает наклейки-капельки для обозначения места обитания друзей героя в группе, задает вопросы. Дети стоят в кругу. Здороваются друг с другом и воспитателем, улыбаются. При появлении Капельки дети с радостью пускаются на помощь, наклеивая наклейки в мойке, умывальной комнате, батареях, уголке природы. Дети с помощью вопросов воспитателя и героя отвечают на вопросы, каким образом сюда попадает вода.
Проектировочно-организационный Воспитатель предлагает детям поиграть с водой и проверить на что она способна. Предлагает серию опытов по выявлению свойств воды. Дети садятся за столы или встают вокруг, по желанию.
Содержательно-деятельностный Воспитатель предлагает детям перелить воду, разлить по столу, заполнить водой сосуды разной формы, рассмотреть на свету, понюхать воду, потрогать рассмотреть лед, посмотреть как выходит пар из термоса, посмотреться в воду.
Проводится физминутка и игра «Лед, пар, вода»
Предлагает проводить Капельку Дети выполняют действия, предложенные воспитателем. Дети делают физминутку.
Играют в подвижную игру Лед, пар, вода»
Дети после
Оценочно-рефлексивный Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались. Кто к ним приходил и зачем. Что дети сделали для Капельки, помогли ли найти друзей, где. Какие свойства имеет вода. Что им понравилось больше всего Дети вспоминают по ходу вопросов, чем занимались. Рассказывают, объясняют, делают выводы.
Методы и приёмы организации деятельности детей :
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :
- Вводная беседа
- Появление загадочного персонажа
- Создание проблемной ситуации
Методы организации и осуществления деятельности
- Постановка диагностической задачи
- Предъявления требования к выполнению заданий
Методы контроля и самоконтроля
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств,
– рефлексия деятельности