вера савельева
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с родителями второй младшей группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
«Детский сад общеразвивающего вида №1».
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с родителями второй младшей группы на тему : «Волшебница вода».
Выполнила воспитатель:
Савельева Вера Александровна
2021 г.
Публикация «Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с родителями второй младшей группы „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Цель мастер - класса: повысить профессиональное мастерство родителей - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные :
Познакомить родителей с одним из видов экспериментирования во второй младшей группе - водой.
Развивающие:
Расширить знания родителей, как можно использовать опыты с водой в экспериментальной деятельности детей.
Развивать умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
Воспитывающие:
Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, и использование нетрадиционной техники рисования.
Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Образовательная область : Познавательное развитие.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Планируемый результат: Расширение знаний у родителей о экспериментальной деятельности.
Компетенции: умение организовать совместную деятельность с родителями, ориентированную на развитие познавательных способностей.
Ход:
Вводная часть:
Здравствуйте уважаемые родители, с чего начинается хорошее настроение? (с улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
(Воспитатель предлагает родителям взяться за руки.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Несколько важных советов:
1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
4. Предоставляйте ребенку возможность самому давать ответ, делать вывод.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с водой можно придумать бесконечное количество.
Сейчас вам хочу рассказать, о том какими материалами и оборудование можно использовать, и какие эксперименты с водой я провела с детьми.
Показ презентации.
Проведение Д. и «Разрезные картинки» - предлагаю родителям собрать картинки оборудования для экспериментирования (колба, лупа, песочные часы, микроскоп).
Я вас познакомила счастью того чем мы занимаемся с вашими детьми.
Сегодня я вам предлагаю взглянуть на мир глазами ребенка, и мы с вами окажемся на их месте. Давайте с вами превратимся в ваших детей, только мы станем с вами на года 2 взрослее ваших детей, чтоб вы знали, чем мы будем заниматься дальше. (звук волшебства).
Волшебство сейчас начнется,
Стоит нам рукой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь.
Ну, что вот мы с вами стали детьми.
Основная часть:
Предлагаю дети начать наше увлекательное путешествие (звучит музыка воды). Ребята вы слышите эти звуки, что это могло бы быть. Посмотрите к нам в гости пришел Капитоша.
Капитоша здоровается с детьми (с родителями).
Капитоша: Здравствуйте ребята. Меня зовут Капитоша, я недавно родился. Мне стало интересно кто я такой, из чего я. И все что мне удалось узнать, что я вода….(уныло).
Воспитатель: Капитоша, не волнуйся, мы тебе поможем. Наши ребята любознательные и всегда готовы помочь.
Капитоша: Я буду вам очень признателен если вы мне поможете.
Воспитатель: Ну, что поможем ребята Капитоше (ответы родителей). Как Капитоша сказал, он знает, что из воды. Давайте узнаем с вами что такое вода -O-
Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)
У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.
1. Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.
2. Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
3. Понюхайте воду - вода не имеет запаха.
4. Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.
5. Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая.
6. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте с вами покажем Капитоше разные фокусы с водой (ответы детей).
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Опыт № 3
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Опыт №4
Как налить воду с горкой
Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!
Что потребуется:
• стеклянный стакан
• горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
• вода (лучше холодная)
• растительное масло
Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).
Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.
По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.
Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко, она разорвётся.
Опыт №5
Повелитель воды
Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.
Что потребуется:
• коробок спичек
• миска с водой
• кусочек мыла
• кусочек сахара-рафинада
Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.
Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.
Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.
Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар, ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.
Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.
Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.
Капитоша: Вы столько мне интересного показали, мне бы так хотелось иметь таких же друзей как вы.
Воспитатетель: Капитоша не переживай, мы с ребятами поможем тебе.
Опыт №6
Кладем в миску ложку гуаши, наливаем жидкого мыла, смешанного с водой. Опускаем трубочку в полученную смесь и медленно дуем в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуем до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное так как при сильном выдохе пузыри лопаются. Потом кладем тонированный лист бумаги на миску сверху. Отрываем лист от миски. У нас получится изображение-отпечаток. Затем дорисовываем глаза, нос, ручки, ножки, шапочку, прорисовал ротик. Получился друг для Капитошки. А теперь уважаемые родители, попробуйте нарисовать такого же друга Капитоше.
Родители выполняют работы.
Капитоша: Спасибо вам ребята, у меня теперь много друзей благодаря вам (прощается и уходит).
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы ребята! Постарались. Ну, я предлагаю снова стать взрослыми.
Волшебство сейчас начнется,
Стоит нам рукой взмахнуть,
1, 2, 3, взрослым становись.
Вот теперь вы стали взрослыми. И мне бы хотелось вам сказать.
Любой вид деятельности, в том числе и экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес. Несколько советов, что же нужно делать и чего нельзя, чтобы поддерживать у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям.
Что нужно делать
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка : если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
Рефлексия.
В виде капельки.
Родители делятся своими впечатлениями от мастер - класса. (Вопросы записаны на бумажных капельках).
1 Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для игры с ребенком.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое. До новых встреч.