Антонова Алла Николавна
Конспект совместной деятельности «Звуки осени» по лексической теме «Осень» (подготовительная к школе группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №74 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Конспект совместной деятельности
«Звуки осени»
(лексическая тема «Осень»)
подготовительная к школе группа
Подготовила : учитель-логопед первой категории
Публикация «Конспект совместной деятельности „Звуки осени“ по лексической теме „Осень“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Антонова Алла Николаевна
Санкт-Петербург
2018г.
Программное содержание.
Образовательные и познавательные задачи.
- Закрепить и систематизировать знания детей по теме : «Осень».
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать связную речь.
- Закрепить навык согласования существительных с числительными 2 и 5.
- Совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
- Развивать языковой анализ и синтез.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Развивать общую моторику и мелкую моторику.
- Развивать память, внимание, мышление с использованием опорных
картинок, мнемотаблиц и элементов ТРИЗа.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Мнемотаблицы, картинки с изображениями овощей, птиц, набор разрезных картинок «Птицы», звуковые схемы, ковер из осенних листьев, карточки с наложенными контурными изображениями листьев деревьев, зонт с картинками букв, пиктограммы.
Ход ЗАНЯТИЯ
Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Сейчас осень.)
Логопед: Если сейчас осень, то, какое время года было до неё(До осени было лето.)
Логопед: А какое время года наступит после осени? (После осени наступит зима.)
Логопед: Назовите осенние месяцы по порядку. (Первый осенний месяц это сентябрь. Второй осенний месяц это октябрь. Третий осенний месяц это ноябрь.)
Логопед: Ребята, вспомните приметы осени. (Логопед показывает детям таблицу с приметами осени. (Осенью дети идут в школу. Осенью птицы улетают в теплые края. Осенью солнце светит меньше, дни становятся короче. Осенью часто идут дожди. Осенью собирают урожай овощей и фруктов. Осенью дикие животные готовятся к зиме. Осенью у деревьев желтеет и опадает листва.)
Логопед: Ребята, какие красивые слова можно подобрать к слову осень. Осень, она какая (Ранняя, поздняя, дождливая, пасмурная, разноцветная,)
Логопед: Ребята, вы называли осень красивыми словами, а ещё осень можно услышать. Послушаем и назовем звуки осени. Слушайте внимательно и запоминайте осенние звуки. (Дети слушают и называют звуки – шинкуют капусту, курлыканье журавлей, дождь барабанит по крыше, звук открывающегося зонта, шуршанье листьев.)
Логопед: Ребята, я предлагаю, сегодня отправится в осеннее путешествие. Вспомните, какой первый осенний звук вы слышали (Шинковали капусту.)
Логопед: А зачем люди, осенью шинкуют капусту (Они ее заготавливают на зиму.)
Логопед: Сейчас мы расскажем и покажем, как будем заготавливать капусту. (Дети выполняют соответствующие движения.)
Речь с движением «Капуста».
ТУК! ТУКI ТУК! ТУК! (Стучат кулачком правой рукой кулачок левой руки.)
РАЗДАЁТСЯ В ДОМЕ СТУК (Показывают домик над головой.)
МЫ КАПУСТУ НАРУБИЛИ (Ритмичные удары ребром правой ладони по поверхности левой.)
ПЕРЕТЕРЛИ, (Сжимают руки в кулаки и «трут» кулачком о кулачок.)
ПОСОЛИЛИ («Солят»)
И НАБИЛИ ПЛОТНО В КАДКУ (Руки сжаты в кулаки, делают давящие движения руками вниз.)
ВСЕ ТЕПЕРЬ У НАС В ПОРЯДКЕ («Отряхивают» руки)
Логопед: Ребята, а где растет капуста? (Капуста растет в огороде.)
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Собери урожай».
Зрел все лето урожай
Что собрали? Отгадай!
В огороде у Федоры
Висят на ветках.
Собираем мы в лукошко
Очень крупную.
От дождя земля намокла
Вылезай, толстушка.
Из земли за чуб плутовку!
Тянем сочную.
Помогает деду внук
Собирает с грядок.
Здесь весною было пусто
Вот и выросла.
Вот и всё! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали. ( Дети называют слова: ПОМИДОРЫ, КАРТОШКУ, СВЁКЛА, КАПУСТА,ЛУК, МОРКОВКУ
Логопед: Я предлагаю вам положить собранные овощи в кладовую, каждый на своё место, но для этого название овощей разделите на слоги. (Дети выполняют задание.)
Логопед: Юра, куда ты положил свой овощ и почему( 1 ребенок. Я положил лук на первую полку, так как в слове ЛУК 1 слог. Аналогично проводится с другими названиями овощей.)
Логопед: Ребята, вспомните, какой второй осенний звук, вы слышали (Мы слышали курлыканье журавлей.)
Логопед: Что делают журавли осенью? (Журавли и другие птицы улетают в теплые края.)
Логопед: Помогите птичкам занять свой домик на юге. Для этого определите, место звука /а/, в названии птицы и поселите её в соответствующий домик (утка, скворец, грач, аист, кукушка, журавль).(Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.)
Логопед: Логопед предлагает сесть за столы. Ребята, я сделала фотографии птиц, но фотографии проявились не полностью. Помогите мне узнать, каких птиц я сфотографировала. (Это фотография утки. Это фотография соловья. Это фотография лебедя. Это фотография журавля.) А как ты догадался? Чьи лапы ты увидел? (Аналогично проводится с фотографиями СОЛОВЬЯ, ЛАСТОЧКИ, ЛЕБЕДЯ, ЖУРАВЛЯ). (Я увидел утиные лапы. Я увидел лебединую шею. Я увидел ласточкин хвост. Я увидел журавлиные ноги. Я увидел журавлиную голову. Я увидел соловьиную голову.)
Логопед: Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. (Дети выполняют задание.)
Логопед: Кто у тебя на картинке? А у тебя, кто? (У меня аист. А у меня утка.)
Логопед: Составьте звуковые схемы этих слов. Выполнив задание, дети отвечают на вопросы. Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Назови первый звук в слове. Назови последний звук в слове. (Дети составляют схемы.)
УТКА
К С С К
АИСТ
К К С С
В слове утка 2 слога. В слове утка 4 звука. В слове утка первый звук /у/. в слове утка последний звук /а/.)
Логопед: Ребята, вспомните, какой третий осенний звук, вы слышали (Звук дождя.)
Логопед: Представим осенний дождик. Произнесем с разной интонацией звук дождя. А помогут нам в этом пиктограммы.
Логопед: Вспомните, какой четвертый осенний звук, вы слышали (Дети с помощью логопеда проговаривают слова КАП-КАП-КАП с разной интонацией (удивленный дождик, грустный, веселый, сердитый)
Логопед: Посмотрите, какой необычный у нас зонтик. Откроем волшебный зонтик. Посмотрите, сколько здесь разных капелек. Я предлагаю каждому из вас по очереди взять любую понравившуюся вам капельку с буквой. Придумайте слова, которые заканчиваются на звук соответствующий вашей букве. (Дети выполняют задание по очереди, придумывают слова, которые заканчиваются на гласные звуки.)
Логопед: Молодцы, много слов вы придумали.
Логопед: Ребята, вспомните, какой пятый осенний звук, вы слышали? (Шуршанье листьев.)
Логопед: Физминутка «Листья осенние»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Движения руками вправо-влево.)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый осенний ковер из листьев! Я предлагаю вам сосчитать осенние листья на нашем ковре. Каждый из вас будет считать только те листья, которые увидит на своей карточке (логопед раздает карточки с наложенными изображениями, одно из которых лист дерева). Какие листья, ты будешь считать (Дети. Я буду считать дубовые листья. 1 дубовый лист, 2 дубовых листа,, 5 дубовых листьев. Дети считают листья на ковре (дубовые, кленовые, ивовые, березовые осиновые, рябиновые, каштановые).
Логопед: Ребята, какие осенние звуки мы с вами слышали? Логопед подводит детей к мнемотаблице со звуками осени. (Дети вместе с логопедом вспоминают услышанные звуки.)
Логопед: А какие осенние звуки мы их с вами не услышали (Звуки леса и диких животных.)
Логопед: А почему мы не слышали их? (Дикие животные готовятся к зиме.)
Логопед: Правильно, дикие животные готовятся к зиме. Я предлагаю вам рассказать о маленьком зайчонке. Кто из вас начнет? А начнет наш рассказ Настя.
(Дети с помощью карточек-символов составляют рассказ.)
Логопед: Ну, вот и подошло к концу наше осеннее путешествие. Мы с вами вспомнили все услышанные звуки и приметы осени.
Ой, смотрите, пока мы с вами путешествовали, осень приготовила вам подарок.