Евгения Сидихина
Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда «Путешествие в мир часов» в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» Первомайского района Томской области.
Подготовили: воспитатель Манакова Светлана Михайловна
учитель-логопед Сидихина Евгения Васильевна
Цель: формировать представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи: познакомить детей с историей создания часов и их разновидностями; обогащать словарь детей за счет слов: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные часы; учить детей аппликативным способом создавать часы, развивать навыки создания композиции на бумаге, фантазию, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к вещам; воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда „Путешествие в мир часов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Методы и приёмы: Использование современных компьютерных технологий, словесные методы, физминутка.
Предварительная совместная работа с детьми и родителями: создание мини – музея часов в группе; сбор экспонатов для музея, работа над проектом «Удивительный мир часов».
Материалы: иллюстрации с различными видами часов, ватман с окружностью в середине листа, желтая гуашь, влажные салфетки, сухие полотенца, краски, карандаши, листы формата А4, ножницы, клей, шаблоны для изготовления часов, световые столы с песком.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: - Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас сохранится в течение всего дня.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный ларчик. Но что бы его открыть и посмотреть что внутри, нужно отгадать загадку.
Нет ног, а ходим
Рта нет, а скажем
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Ответы детей).
- Правильно, это часы. Молодцы ребята! Вот и открылся ларчик, а внутри лежат часы (достает и показывает часы).
Логопед: - Но здесь лежит еще что-то. (Достает игрушку петушка и солнышка)
-Ой, ребята, здесь еще и солнышко и петушок.
- А как вы думаете, как эти предметы могут быть связаны с часами?
(Размышление и ответы детей. Подведение детей к выводу, что раньше люди узнавали время по пению петуха и по солнцу).
Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей).
- Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени). Давайте отправимся в путешествие на машине времени. Нас ждет очень много интересного. Вы готовы? (ответы детей)
- Отправляемся в путь, давайте встанем в круг, положим руки друг другу на плечи и повторим волшебные слова:
- Лишь стоит нам закрыть глаза
Машина времени включится,
Мы скажем нужные слова
Чтоб в прошлом очутиться: раз, два, три время нас в прошлое перенеси!
- Вот мы и добрались.
На экране появляется картинка с изображением петуха.
Логопед: Ребята, в давние времена люди узнавали время по «живым часам». Эти часы важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Можно ли по пению петуха определить точное время? (ответы детей).
- Да, действительно, узнавать время по «живым часам» было неудобно. И сейчас мы с вами узнаем, как же дальше люди учились, определят время. Но прежде, нам с вами нужно размять наши пальчики. (Приглашает детей к столу, на котором уже приготовлены ватман с окружностью в середине, желтая краска, салфетки, полотенца).
Пальчиковая гимнастика.
Вышли мышки как-то раз (шагаем пальчиками по столу)
Поглядеть который час. (протираем глазки)
Раз – два – три – четыре – (загибаем по очереди пальчики)
Мышки дернули за гири. (накрываем кулачок ладошкой и делаем движения, как будто дергаем вниз за веревочку)
Вдруг раздался страшный звон – (хлопаем в ладошки)
Убежали мышки вон. (шагаем пальчиками по столу).
Воспитатель: - Ребята давайте намочим наши ладошки в тарелке с краской и пальчиками вверх приложим их к нашему кругу (показывает как, затем салфеткой вытрем ладошку. Что у нас получилось? Конечно же, это лучистое солнышко.
На экране появляется картинка с изображением солнышка.
- Ребята, вы догадались как еще люди определяли время?
Ответы детей (по солнцу).
- Конечно же, по солнцу. Если петушок проспит или заболеет, то будило людей солнышко. Послушайте, пожалуйста, одну историю. Давным-давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть была равна одному часу. И вот так человек изобрел циферблат, а вместе с ним и часы, но какие? Как вы думаете, они назывались, если в их работе участвовало солнце?
Ответы детей (солнечные).
(На экране появляется изображение солнечных часов).
- Верно, солнечные часы. А сейчас ребята, продолжаем наше путешествие дальше. (Подходим к столу, на котором расположена заранее изготовленная модель водяных часов). - Однажды житель города Рима сидел и наблюдал как вода сочилась из кувшина. Капли падали одна за одной. Придя домой, он взял сосуд, просверлил на донышке маленькую дырочку, налил в сосуд воды и стал наблюдать, как вода вытекала из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал отметку. И делал он отметки до тех пор, пока их не стало 12. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы. (На экране появляется изображение водяных часов).
Логопед: Не случайно с тех пор появилось выражение «Сколько воды утекло!» Как вы, ребята, понимаете что означает это выражение? (Ответы детей: значит прошло много времени).
- С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И Бог, и царь и господин.
- И придумали люди песочные часы, и вместо воды внутри них был песок. Вот только их нужно было постоянно переворачивать. Как вы думаете, такие часы были удобными в использовании? (Ответы детей)
- Да действительно, неудобными они были, потому что их надо было постоянно переворачивать.
Воспитатель: - Но все эти часы были не совсем точные и ими, как мы уже с вами выяснили, было неудобно пользоваться. Время бежало, и появлялись новые приборы для измерения времени. Давайте пройдем в наш мини – музей часов и посмотрим, какие еще часы изобрели люди (вместе с детьми проходят в мини-музей и рассматривают какие часы были изобретены).
Логопед: Ребята, а вы когда-нибудь прислушивались к тому, как тикают часы? Предлагаем вам встать и представить что мы с вами часики.
Физкультминутка (проводится с движениями под песню из м/ф Фиксики - «Часики»).
- Ну что ж ребята, вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, положим руки друг другу на плечи и скажем волшебные слова:
Лишь стоит нам закрыть глаза
Машина времени включится
Мы скажем нужные слова
Чтоб снова в саду очутиться: Раз, два, три время нас в сад перенеси!
Воспитатель: - Ну вот мы с вами снова в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие часы вы запомнили? Запомнили ли вы, какие часы были изобретены первыми? А как называют людей, которые изобрели часы? А что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
- А сейчас, предлагаем вам превратиться в изобретателей и изобрести свои часы. А как же мы можем изобрести часы? (ответы детей: нарисовать выполнить аппликацию).
Дети проходят за столы и выполняют работы: делают аппликацию, рисуют на бумаге или песком на световых столах.