Елена Смирнова
Конспект совместной деятельности «Право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Расширять представления детей о правах человека, в частности о праве на имя; об истории возникновения имен.
Конспект совместной деятельности.
Воспитатель высшей квалификационной категории Смирнова Е. В.
1 подготовительная группа МБДОУ д/с №42 г. Сарапул УР.
Публикация «Конспект совместной деятельности „Право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Тема: «Право на имя».
Программное содержание:
Расширять представления детей о правах человека, в частности о праве на имя; об истории возникновения имен.
Развивать умение выражать свое отношение к людям, в том числе сверстникам, через обращение по имени. Развивать познавательный интерес, речь.
Воспитывать внимательное, дружелюбное отношение к окружающим людям.
Материалы для занятия:
2 обруча: красный, синий; карточки с именами по кол-ву детей; Конституция; 4 Свидетельства о рождении; мяч; флэшка с видео из ск.»Морозко», компьютер; портреты известных людей: Пушкин А. С., Толстой Л. Н., Чайковский П. И., Гагарин Ю. А., Дурова Н., Путин В. В. ; желтые кружочки на каждого, фломастеры, образец ромашки с именами.
Ход: - Добрый день Гоша, Ева, Вика, Матвей, Аня, Дарина, Леня, Гриша, Настя. – Дети, вы что-нибудь заметили в моем приветствии к вам? (назвала каждого по имени)
- А почему я именно каждого назвала, как вы думаете?
- Вам интересно, почему людей называют по имени?
- Что об имени вы хотите узнать?
- Я вам предлагаю во всех вопросах разобраться по порядку. Согласны?
- Дети, я вас правильно поняла, сегодня вам интересно что-то узнать об имени? А какие имена вы знаете?
- Если мы поделим все имена на группы, то какие это будут группы? (м и ж)
- Как быть с именами Женя, Саша?
- Хотите поиграть в игру «Имена»? (по типу кругов Эллера)
- Молодцы, я знала, что вы справитесь.
- Вы спрашивали, как люди начали придумывать имена? Хотите я вам расскажу.
В далекие времена детей, которые рождались, называли даже не именем, а скорее прозвищем, кличкой. Например, по очередности рождения. Если ребенок родился первым у родителей, его называли первенец, починок, если третьим – третьяк. Или по времени появления на свет: Зорька, Августина, Октябрина, Вешняк, Метелица. Могли назвать по внешнему виду ребенка, по его характеру. Догадайтесь, кого называли Черныш? Беляк? Шустрик? Пискун? Брыка? Улыба?
Еще родители в имени отражали свою любовь, нежность к ребенку, то, что он долгожданный; желали через имя благополучия, благословения. Были такие имена: Лада, Богдан, Забава, Любим.
Позже детей наделяли именами богов: Муза, Аврора, Апполон, Лавр и др.
Каждое имя у человека что-то значит, означает. И ваши имена что-то тоже означают. – Как про это можно узнать? Может кто-то знает, что означает его имя? (ответы детей)
- Какими именами детей нарекают сейчас, в современном мире, вы знаете, сегодня уже много имен назвали.
- Вот у меня в руках необычная книга. Это главная книга нашей страны – конституция. В ней записаны все законы, по которым живут люди в нашей стране и все права граждан России.
- Вы догадались о каком праве человека мы сегодня говорим? Право на имя.
- Согласна. Как только человек рождается, его называют именем и дают самый первый документ. – Кто-нибудь знает что это за документ? Свидетельство о рождении.
- Хотите посмотреть на такой документ? (показ современного документа, в сравнении свидетельства о рождении родителей, бабушек, пробабушек)
- Дети, как по имени называют ребенка-малыша? (лаского, нежно)
- Вы уже взрослые или дети? Давайте поиграем в игру «Поздоровайся и назови ласково» (игра с мячом –передача мяча)
- Я заметила, что вы улыбались, когда вас называли ласково. – Почему?
- Всегда ли людей по имени называют ласково? Бывает как называют? (по деловому, грубо, обычно) Кому нравится, если его называют грубо или обзывают? Это значит нарушают что? Право называться по имени?
- От чего это зависит, что по разному обращаются по имени? (от состояния человека, настроения, отношения к нему) Например, если на кого-то сердиты…
- То есть вы согласны, что можно по разному реагировать на свое имя?
- Давайте посмотрим, как человек может реагировать на свое имя.
(видео отрывок из сказки «Морозко»)
- Обратили внимание, какое выражение лица, настроение было у Настеньки, когда она говорила про то, как батюшка ее называет (ответы)
А про мачеху?
- А мы как друг друга называем? (по доброму). – Чему вас научила сказка?
- Ребята, а вы знаете, что когда человек растет, подрастает, то имя его тоже растет. Когда я была маленькой, меня звали… Лена, а когда выросла стали называть… Елена Вячеславовна.
_ Ваши имена тоже вырастут и к большому имени добавится что? (Отчество) –А отчество у человека бывает от чьего имени? (Отца) И вас будут звать (ответы детей)
Имя у тебя одно, навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого ты побереги его.
- Что значит беречь имя? (жить достойно, мирно, чтобы тобой гордились, уважали).
- Жизнь не бесконечна, но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать много полезного для других. В нашей стране много героев, знаменитых людей, чьи имена знают во всем мире. Их вспоминают с благодарностью и уважением.
Про них можно сказать, что они прославили свои имена. В их честь называют корабли, города, улицы.
Звучат как музыка, как стих имена простые.
Вглядись, и ты увидишь в них историю России.
- Каких знаменитых людей вы знаете?
-Портреты некоторых знаменитых, известных людей на нашей книжной полке. Кого вы узнали?
- Я знаю, что вы любите участвовать в разных соревнованиях и конкурсах.
-Хотите поучаствовать еще в одном конкурсе, который называется «Мое имя на ромашке»?
- Сейчас вы напишите свое имя на желтой серединке ромашки, а дома вырежете лепестки и на них напишите, как еще можно вас называть по имени. У кого будет больше лепестков, тот и победит в этом конкурсе.
- Я уже сделала ромашку моей дочки Оли ( на лепестках: Оленька, Олёнка, Олюшка, Олечка, Лёлечка, Олька, Ольга)
- Мне сегодня было с вами интересно. Что важное вы сегодня узнали? Что еще хотите узнать? Хорошо. Завтра ждем вашу работу на конкурс. А сейчас можно серединки ромашки унести в шкаф.