Людмила Науменко
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста «Мой зимний сон»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие задачи:
-Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на зимние виды природы;
-Развивать восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- Продолжать развивать художественное восприятие, уча видеть силуэт картины, её содержание и некоторые средства выразительности.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Образовательные задачи:
-Продолжать учить видению художественного образа пейзажной живописи. (настроение, художественный план, значительность происходящего на небе и земле);
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста „Мой зимний сон“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Обогащать детей эмоционально окрашенной лексикой;
- Закреплять умение передавать в рисунках особенности зимнего пейзажа;
- Закреплять приёмы работы с красками, умение красиво располагать изображение на листе;
- Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения необходимых оттенков;
- Развивать способность анализировать рисунки.
- Формировать элементарные представления о структуре описания и повествования.
- Упражнять в умении выявлять простейшие причинно - следственные связи.
Воспитывающие задачи:
- Вызвать у детей положительные эмоции от зимы.
- Прививать любовь к природе, прекрасному.
- Воспитывать умение слушать ответы друг
друга.
Предварительная работа
- Рассматривание репродукций картин с изображениями зимы, следующих художников: И. И. Шишкина: «Зима», И. Э. Грабаря: «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», И. И. Левитана: «Деревня зимой» и В. А. Серова: «Зимой».
- Экскурсия по зимней тропе здоровья;
- Чтение и заучивание стихов о зиме;
- Разучивание песен о зиме;
Оборудование:
- Мольберт;
- Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»; И. Э. Грабаря: «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»; И. И. Левитана: «Деревня зимой»; В. А. Серова: «Зимой».
- Музыкальная колонка;
- Запись музыкального произведения Чайковского – Цикл – Времена года: Январь, Времена года – Февраль: Масленица; А. Вивальди «Зима».
Инновационные технологии:
Игровые инновационные технологии;
Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ;
Технология личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми;
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе;
Игровые технологии.
Ход совместной деятельности:
Дети сидят полукругом перед мольбертами. На мольбертах помещены репродукции картин с зимними пейзажами :
-И. И. Шишкина: «Зима»;
-И. Э. Грабаря: «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца»;
-И. И. Левитана: «Деревня зимой»;
-В. А. Серова: «Зимой».
Воспитатель: Ребята, мы уже с вами разговаривали о том, какой у нас бывает «зимушка-зима» и беседовали о картинах великих художников: И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, В. А. Серова.
Давайте немного вспомним, о чём же мы говорили. Посмотрите на мольберты. Напомните мне, пожалуйста, названия картин и фамилии их авторов.
Ответы детей: Это репродукции картин И. И. Шишкина: «Зима», И. Э. Грабаря: «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», И. И. Левитана: «Деревня зимой» и В. А. Серова: «Зимой».
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте ответить, к какой картине оно подходит больше?
Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ответы детей: Это стихотворение больше подходит к картине И. И. Шишкина «Зима».
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Ответы детей: Потому что И. И. Шишкин изобразил зиму в лесу. Лес старый, дремучий, непроходимый. Много старых елей и все они укутаны толстым слоем пушистого снега. Кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло и замерзло. Как в стихотворении.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все верно сказали. А теперь послушайте, как об этом рассказал нам композитор, А. Вивальди. (Звучит музыкальный отрывок «Зима»).
Воспитатель: Понравилась вам музыкальный отрывок? Ощутили вы в ней настроение картины?
Ответы детей: Да, она тихая и спокойная, как лес, который спит.
Воспитатель: А теперь послушайте другое стихотворение и попробуйте понять, к какой картине оно относится. (Воспитатель читает стихотворение М. Пожарова)
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
Ответы детей: Это стихотворение лучше всего подходит к картине И. Э. Грабаря: «Февральская лазурь».
Воспитатель: Почему? Докажите это.
Ответы детей: Потому что это февраль. Конец зимы. Это её последний праздник. Она яркая, звонкая, радостная, праздничная. Глядя на неё, хочется петь и танцевать. Она весёлая.
Воспитатель: А давайте ребята мы прогуляемся, поэтому зимнему лесу и немного повеселимся.
Проводится физкультурная минутка:
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать. (Топают ногами.)
И ладошками похлопать. (Хлопают себя ладонями по плечам.)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками. (Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме. (Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем. (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам подойти к мольбертам, ещё раз полюбоваться этими репродукциями. А затем сесть за столы и нарисовать свою зиму. Подумайте хорошо, о какой зиме вы хотите рассказать. Какие краски вам понадобятся, что бы выразить настроение картины? Помните, что бы получить оттенки, надо на палитре смешивать краски с белилами.
Дети садятся на свои места и приступают к работе. Звучит отрывок из цикла: «Времена года – Февраль: Масленица» П. И. Чайковский.
Готовые рисунки выставляются на стенд. Дети рассматривают их и пытаются определить на каждом, характер зимы: грустно-печальная, тихая, сказочная и т. п. Воспитатель хвалит детей за замечательные рисунки.