Таисия Куликова
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Хлеб хлебу брат»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий по развитию активной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний у воспитанников о хлебе, как символе гостеприимства народов, проживающих на Дону.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств мира; рассказать детям как на нашем столе появляется хлеб; познакомить с хлебом народов мира.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивать нравственные качества личности, развивать познавательный интерес, речь.
-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, своей стране.
Воспитательная: Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Интеграция областей: речевое и познавательное развитие.
Методические приемы: опора на знания детей, наглядные, словесные, игровой, практический, применение ТСО.
Оборудование: мнемотаблица, магнитная доска, зерна (пшеницы, гороха, риса, пиалки, тесто, клеенки для лепки из теста, детские фартуки, детские колпаки, розетки для подсолнечного масла, влажные салфетки, тканевые салфетки,
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель. Ребята, согреем наших гостей своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. А мы представим, что наши руки - это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. Руку другу тянет друг, встали все в широкий круг. (дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
- Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.
Воспитатель. Ребята у каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Ребята как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Как называется область, в которой находится наш город?
Дети. Ростовская область.
Воспитатель. А какие народы, национальности живут в нашей Ростовской области?
Дети: Русские, армяне, украинцы, киргизы, грузины.
Воспитатель: Правильно ребята, наш Донской край не зря называют многонациональным. У нас на Дону никому не тесно, мы хотим жить в дружбе и согласии. У каждой национальности есть свои обычаи, традиции. У каждой страны есть свой национальный хлеб.
Звучит армянская музыка
- Вот, например, в солнечной Армении выпекают вот такой хлеб. (презентация) Как Вы думаете, как он называется?
Дети. Лаваш.
Воспитатель: Лаваш не имеет мякиша. Лепёшку наносят на стенки тонира и выпекают очень быстро.
Воспитатель: Что можно завернуть в лаваш?
Дети: Колбасу, сыр и т. д.
Звучит узбекская музыка
Воспитатель: Узбекистан славится своими лепешками. На что она похожа?
Дети: На солнце. ….
Воспитатель: Чем пахнет лепешка?
Дети: ….
Воспитатель: Благодаря своей округлой форме и яркому желтому цвету, похожа на солнце. Тесто делят на шарики, формируют лепешку, посыпают маком, кунжутом, тмином и отправляют в специальную печь – тандыр.
Звучит грузинская музыка
Воспитатель: Грузинский хлеб пури - самая узнаваемая выпечка в Грузии. Благодаря своей форме - этот хлеб не спутать ни с чем. До сих пор пури пекут старинным народным способом - в печах, которые называются «тонэ». Тоне в Грузии есть почти на каждой улице. Грузинский хлеб - это пышная лепешка, которая употребляется в горячем виде.
Звучит осетинская музыка
Воспитатель: Осетинские пироги - это своего рода визитная карточка гостеприимной Осетинской республики. Пироги содержат разные виды начинок, но традиционным является пирог с сыром.
По традиции принято подавать на стол три пирога, один из них символизирует - небо, второй - солнце, третий – земля.
Воспитатель: Ребята, а с чем обычно на Руси встречают самых дорогих гостей?
Дети: На Руси гостей встречают караваем.
Воспитатель: Я вам тоже предлагаю поприветствовать наших гостей хлебным караваем и солью, на красивом рушнике. Подходим к подносу с караваем накрытым салфеткой, поднимаем салфетку, каравая нет.
- Ребята, я приготовила каравай, чтобы встретить гостей, а его нет. Как вы думаете, куда же он пропал?
Дети: Я думаю, что его кто-то взял.
(на экране появляется домовенок Кузя)
Кузя: «Ха-ха-ха, а каравай у меня, если выполните все мои задания, то я вам верну его обратно. За каждое правильно выполненное задание, Вы будете получать часть картинки, которая будет появляться на экране. Собрав их вместе, вы сможете найти каравай.
Воспитатель: Вот Кузя, вот проказник.
Кузя: Ха-ха-ха.
Воспитатель: Нелегко, наверное, нам придется. Вы готовы отыскать каравай?
Дети: Конечно, готовы!
Воспитатель: А что мы должны для этого сделать?
Дети: Мы должны выполнить задания Кузи-домовенка.
На экране появляется Кузя, дает первое задание (1 слайд)
Кузя: Вот вам первое задание у Вас на столе лежат карточки, вам нужно разложить их в правильной последовательности и рассказать, как появляется хлеб на Вашем столе.
Д/и «Что сначала, что потом».
Дети выкладывают картинки по порядку, с объяснением, как хлеб на стол пришел : от зерна до хлеба.
Дети: Сначала трактора вспахивают землю.
Затем сеялки сажают зерно.
Потом прорастают и всходят всходы.
Позже пшеница наливается, и созревают колосья.
После этого комбайны убирают урожай.
Вслед за этим машины везут зерно на элеватор.
Дальше с элеватора зерно везут на мельницу.
После того, как зерно размололи, муку везут на хлебозавод.
Потом замешивают тесто, пекут хлеб и развозят в хлебный магазин.
Затем люди покупают хлеб и приносят домой, вот так появляется хлеб на столе.
Воспитатель: Да, не просто хлеб на стол пришел. Недаром говорят, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужно три силы: земля, солнце и труд.
На экране появляется фрагмент разрезной картинки (часть каравая).
Воспитатель: Ребята нам нужно идти дальше, давайте посмотрим следующее задание.
Слайд 2:
Кузя: Теперь я хочу узнать, все ли можно купить в хлебном магазине.
Игра «Чего не купишь в хлебном магазине?»
На экране поочередно появляются группы картинок
- хлеб, бублики, йогурт, булочки.
- батон, сухари, рыба, печенье.
- торт, пряники, мясо, ватрушки.
- калачи, баранки, пирог, колбаса.
На экране появляется второй фрагмент разрезной картинки (часть каравая).
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, у нас появился еще один фрагмент картинки.
Слайд 3:
Кузя: Ребята, вот Вам следующее задание. Посмотрите, все зерна перепутались, а Вам надо отобрать только пшеничные.
Воспитатель: Какие зерна вы видите на тарелочках?
Дети: Я вижу фасоль, горох, пшеницу.
(дети садятся за столы и перебирают зерна, в это время воспитатель проводит игру)
Игра «Образуй слово»
Назови ласково хлеб (хлебушек)
Крошки хлеба - какие? (хлебные)
Квас из хлеба - какой? (хлебный)
Посуда для хлеба? (хлебница)
Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Как называется профессия человека, который печет хлеб? (хлебопек)
На каком заводе выпекают хлеб? (хлебозавод)
Какая печь печет хлеб? (хлебопечь)
Воспитатель: Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть хлеб. С этим заданием вы тоже справились.
На экране появляется еще один фрагмент разрезной картинки (часть каравая).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, выполнили уже много заданий домовенка Кузи, предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Колосок»
В землю зернышко попало (дети сидят на корточках)
Прорастать на солнце стало (медленно поднимаются)
Вырос в поле колосок (встают)
Он не низок, не высок. (упускают руки вниз, затем поднимают вверх)
Налетел ветерок, (поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (ходьба на месте)
Колоски соберем, (наклон)
Муки натолчем, (кулаком одной руки стучат по каждой ладони)
Каравай испечем, (сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем, караваем угощаем. (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нас ждет дальше.
Слайд 4:
Кузя: А попробуйте с этим заданием справиться. Назовите предметы, которые нужны пекарю для работы.
На экране картинки с изображением предметов необходимых для разных профессий.
Д/игра «Атрибуты для работы пекаря»
Дети называют только те, которые необходимы для работы пекаря.
Появляется еще один фрагмент разрезной картинки.
Воспитатель: Ребята вы молодцы, много знаете о работе пекаря. Но нам нужно идти дальше.
Воспитатель:
Слайд 5:
Кузя: Ребята отгадайте, что я вам передал.
В чашке встретились пустой
Как-то раз мука с водой…
Жених и невеста
Получилось…
Дети: это тесто.
Воспитатель: Верно (достает тесто). Это задание непростое, оно потребует от вас творческих способностей. Надевайте фартуки, вытирайте руки влажными салфетками.
Воспитатель: Вы сегодня будете сами лепить настоящие булочки. (Раздает по шарику теста каждому ребенку). Дети обследуют тесто.
Воспитатель: Какое тесто на вид?
Дети: Белое, серое, желтоватое и т. д.
Воспитатель: Какое тесто на ощупь?
Дети: Мягкое, вязкое, рыхлое, липкое и т. д.
Воспитатель: Какое тесто на запах?
Дети: Душистое, ароматное и т. д.
Воспитатель: Дети, чтобы тесто не прилипло к столу и рукам. Их надо смазать растительным маслом. На тарелке у Вас лежат салфетки пропитанные маслом. Протрите ими руки и стол.
Дети лепят булочки.
Воспитатель: Кто слепил булочку, положите на противень, вытирайте руки. Ваши булочки отнесем на кухню и испечем.
На экране появляется последняя часть разрезной картинки.
Воспитатель: Мы выполнили все задания Кузи, собрали все части картинки. Что у нас получилось?
Дети: У нас получился каравай.
Кузя: Вы справились со всеми заданиями. Молодцы ребята, а теперь ищите в группе картинку точно такую, как вы собрали, там и находится ваш каравай.
Дети находят коробку с караваем.
Воспитатель: Вот мы и нашли наш красивый каравай, и теперь мы можем угостить наших гостей.