Елена Свинцова
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством в старшей группе «Март — заря весны»
Задачи.
Формировать у детей эмоциональный отклик на живопись, музыку и умение выражать впечатления в рисунках.
Развивать художественное видение пейзажной картины, умение соотносить живописный образ с музыкальным.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Оборудование. Репродукция картины И. Левитана «Март», «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разные изобразительные материалы, альбомные листы, кисти.
Ход занятия.
Звук сообщения на компьютере. Предлагаю посмотреть что за письмо нам пришло.
Включаю мультфильм
Публикация «Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством в старшей группе „Март — заря весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Давайте тоже отправимся на выставку Лунтика и Кузи! Посмотрите какие тут разные картины. Вы знаете, что же здесь за картины?
Натюрморт портрет и пейзаж.
А где здесь натюрморт /портрет/пейзаж? Почему вы так решили?
Показывают и обьясняют
- Ребята, назовите, какое сейчас время года изображено на пейзаже? Верно, весна, а какая – ранняя или поздняя? Почему вы так думаете?
- Скажите, какие цвета преобладают весной в природе? (Весной преобладают нежно-голубой, изумрудный, бирюзовый и другие оттенки зеленого цвета.)
Весной оживает вся природа, все вокруг пробуждается и зеленеет! Любуясь весенним расцветом природы, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Смотрите какой прекрасный пейзаж у нас сегодня на нашей выставке. Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома А. Вивальди «Времена года: весна».
Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
– О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.
– Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.
– Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.
– Вы мне сказали, что здесь ранняя весна изображена. А скажите, ранняя весна это какой месяц?
- верно, март. Давайте посмотрим на пейзаж. Он называется «Март» Его написал художник Исаак Ильич Левитан. Как вы думаете, что привлекло внимание художника – город или село? Почему вы так решили?
Рассуждения детей.
- Что изображено на переднем плане? (оттаявшая желтовато-коричневая от проталин дорога, ведущая к дому)
- Что вы еще видите на картине? (Около крыльца стоит запряженная в сани лошадка и щурится от солнечного света, дверь дома, лес)
- Обратите внимание, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его – стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен.
А что вы видите на заднем плане? (Вдали темнеет зеленый лес. Осины за крыльцом невольно тянутся к солнцу)
- Как вам кажется, картина передает ощущение движения? (мы видим, что все на картине находится в движении: верхушки сосен, тень от распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть, лошадка медленно переступает с ноги на ногу)
– Скажите, какие цвета художник использовал, когда писал картину?
Дети перечисляют цвета и их оттенки. (Цветовое настроение картины характеризуется контрастом рыжеватых тонов дороги для саней, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, сочетанием цветов освещенной солнцем стены дома, сверкающих золотом в лучах солнца осин и берез и искрящегося на снегу голубовато-лилового, а в тени – ярко-синего снежного сугроба)
– А нарисован ли на картине человек?
– Но, несмотря на то, что на полотне нет никого, мы чувствуем, что человек здесь присутствует. Что об этом говорит?
Ответы детей.
– Вы верно подметили все признаки присутствия человека: открытая дверь дома, снятая с окна ставня, лошадь, ждущая своего хозяина.
– Как бы вы охарактеризовали настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.
– Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха, слепящего яркого солнца, весеннего света, пробуждения природы. На нем природа оживает, просыпается после продолжительного зимнего сна.
А теперь я предлагаю вам тоже стать художниками и нарисовать свою весну и вашими работами мы дополним выставку Лунтика и Кузи.
Дети рисуют под пьесу «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.