Елена Свинцова
Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством «Февральская лазурь»
Ход занятия. И. Грабарь
Дети удобно располагаются на подушках перед мольбертом с закрытой картиной.
Воспитатель. Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, зима, а точнее – уже конец. Зимой преобладают нежно-голубой и белый цвета. Любуясь зимней природой, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Сейчас мы рассмотрим один из пейзажей о зиме (открываю картину). Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».
Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
– О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.
Публикация «Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством „Февральская лазурь“» размещена в разделах
– Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.
– Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.
– На картине нарисован последний месяц зимы – зимы. Недавно, мы знакомились с народными приметами о зиме, давайте вспомним приметы зимы.
– Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Его написал художник Игорь Грабарь назвал коротко «Февральская глазурь». Что привлекло внимание художника, и он решил запечатлеть это на своем полотне?
Рассуждения детей.
Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.
Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.
Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин — все говорит о скором приближении весны.
Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.
На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица — русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.
Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.
– Назовите и покажите цвета, характеризующие палитру картины.
Дети перечисляют цвета и их оттенки.
– Как можно охарактеризовать настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.
– Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха.
Предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свою весну.
Напоминаю разные техники исполнения, возможное сочетание изобразительных материалов!
Дети рисуют под пьесу «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.