Ольга Курбатова
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Зеленое царство» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет
Номинация: «Познаем мир вместе!»
Тема: «Зеленое царство»
(Исследование флоры и фауны родного края)
Образовательная область «Познание»
Возрастная категория 5-7 лет.
Главной целью данного маршрута является формирование познавательного интереса и навыков к исследовательской деятельности у ребенка во взаимодействии со взрослыми в процессе совместной деятельности.
Публикация «Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет „Зеленое царство“ Видео» размещена в разделах
К задачам можно отнести следующее:
• развитие у ребенка представлений об окружающей природе, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития и жизни растительного мира;
• понимание ребенком важности знаний о разновидностях и жизни растительного мира его значении в человеческом мире.
• формирование основ бережного отношения к живой природе, которая его окружает;
• совершенствование навыков поиска информации в сети Интернет на всех этапах осуществления исследовательской деятельности во взаимодействии со взрослыми;
Если процесс ознакомления построен интересно то, у ребенка формируется любознательность и проявляется интерес к науке, он старается углубляться в нее.
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут посвящен удивительным растениям. Предлагаем Вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей и найти ответы на интересующие вопросы о разновидностях и жизни растительного мира.
Желаю удачи!
Шаг 1. Зеленое царство
Начните свое исследование с вопроса: Что такое живая природа?
Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами.
Обратите внимание ребенка на отличия живой и неживой природы. Спросите ребенка какие растения он знает?
Расскажите ребенку о том, что ученые выводят растения в отдельное царство живой природы. Без них невозможно представить жизнь на Земле!
В отличии от других обитателей планеты (например, животных, растения умеют «готовить пищу» из несъедобных в нашем понимании веществ. На свету в клетках зеленых растений из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород. Этот процесс происходит при участии пигмента хлорофилла и называется фотосинтезом.
Узнать ребенку что такое фотосинтез поможет просмотр мультфильма:
https://www.youtube.com/watch?v=lrCWgRpvgAA
Спросите у ребенка знает ли он, что пигмент хлорофилл придает растениям зеленую окраску?
Внутри клеток он «упакован» в крошечные округлые тельца, хлоропласты. В них происходит фотосинтез с выделением кислорода.
Вашим помощником может стать следующий сайт:
https://www.youtube.com/watch?v=NL0vPt81qS8
В жизни людей растения играют огромную роль. Они не только кормят нас и служат пищей домашним животным. Древесина используется как топливо, строительный материал, сырье для производства бумаги и множества необходимых вещей.
https://www.youtube.com/watch?v=4L2mVqCG9xM
Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани. https://www.youtube.com/watch?v=MT2tk6CVYjw
Из растений даже ядовитых, готовят лекарства от разных болезней. https://www.youtube.com/watch?v=xmjkVrgwf-w
После просмотра видео задайте ребенку вопрос, о том, какую пользу приносят растения?
Шаг 2. Вершки и корешки
Загадайте загадку:
Весною появляется
Из почек распускается,
А в жаркий летний день
Даёт прохладу, тень.
Едва наступит осень,
Её на землю сбросят.
После ответа продолжите беседу с ребенком о том, что травы, деревья, кустарники берут все необходимое для жизни с помощью специальных органов : корней, стеблей и листьев. Листья главные «кормильцы» растения, в их клетках особенно много хлоропластов. Форма и размер листьев невероятно разнообразны. Чаще всего они состоят из гибкого черешка и широкой листовой пластинки. На нижней поверхности листа есть крошечные поры, устьица. Через них в лист поступает воздух и выделяет кислород и пары воды. Черешок поворачивает лист так, чтобы тот получил побольше солнечного света.
Корни удерживают растение в земле и снабжают все его части водой. Ее всасывают из почвы тончайшие волоски, покрывающие кончики корней. У одуванчика один длинный, как стержень корень, у злаков их много, они тонкие и похожи на спутанную бороду. Подземные части моркови и свеклы- «склад» питательных веществ.
Вы можете обратиться к ресурсу : https://www.youtube.com/watch?v=NB816yFdaN0
Прочитайте ребенку пословицы про растения: https://flaminguru.ru/poslrasteniay.htm
Шаг 3. Пестики и тычинки
Посмотрите с ребенком:
https://www.youtube.com/watch?v=GC3Ytjl4CJ4
Обсудите просмотренный ролик, спросите, что интересного и нового он узнал.
Расскажите, что некоторые растения могут размножаться частями побегов и даже листьев. Но лучший способ размножения –семенами. В них есть крошечный зародыш будущего растения и необходимый ему на первое время запас питательных веществ. Вызывающие наше восхищение цветки –вовсе не украшение, а специальные органы размножения. В завязи внутри цветка формируются семена. Цветки есть не у всех, а только у самых совершенных представителей зеленого царства. Эти растения так и называют -цветковые.
Для того чтобы завязалось семя, необходимо опыление: пыльца с одного цветка должна попасть на рыльце пестика другого. Многие растения «заключили союз» с насекомыми -опылителями – пчелами, бабочками, мухами. Перелетая с цветка на цветок, те переносят на теле пыльцу, а в награду получают нектар, сладкую и питательную жидкость из глубины венчика.
Тычинки и пестики –это женские и мужские части цветка. В пыльниках на концах тычинок образуется пыльца. В основании пестика расположена завязь, а на верхушке рыльце на которое падает пыльца.
Шаг 4. Секреты опыления
Среди цветков есть крупные и яркие, а есть мелкие и невзрачные, но собранные в большие букеты, соцветия. Одни цветки источают тонкий, приятный аромат, другие зловоние. Но каждый тип цветков отлично справляется со своей задачей: привлечь помощников, что бы произошло опыление и завязались семена.
Посмотрите с ребенком ролик «Разнообразие цветов» :
https://www.youtube.com/watch?v=lS_IvkuEcpo
Шаг 5. Как путешествуют растения
Растения, вросшие в землю, не могут перемещаться, а вот их семена путешествуют и заселяют новые места! В этом им помогают животные или ветер. Комфортное и безопасное путешествие семенам обеспечивают плоды, внутри которых они и находятся. Молодому клену или ясеню было бы мало места и солнца расти в тени родных деревьев. Но ветер подхватывает их крылатые плоды, кружит в воздухе и уносит в даль. Посмотри, как разлетаются плоды одуванчика с парашютиками из серебристых волосков!
https://ru.depositphotos.com/153540784/stock-video-dandelion-being-blown-in-slow.html
Сочные, хорошо заметные плоды черники, брусники, клюквы, малины, рябины и калины словно призывают: «Съешь меня!» Это с удовольствием делают птицы, белки, мыши, медведи и другие обитатели леса. Мякоть переваривается, а твердые семена оказываются на новом, да еще и хорошо удобренном месте.
https://www.youtube.com/watch?v=OvaGWMDokuQ
https://www.youtube.com/watch?v=fAibbdLeHVo
Шаг 6. Тайны папоротников
Посмотрите с ребенком видеоролик :
https://www.youtube.com/watch?v=gex_t-_iziI
После просмотра расскажите, что папоротники, такие как орляк и страусово перо, обычны в наших лесах. К ним стоит присмотреться внимательнее. Они являются съедобными, но не в свежем виде, а соленые, вареные или сушеные. Это очень древние растения. Миллионы лет назад Землю покрывали заболоченные леса из древовидных папоротников и хвощей, среди которых ползали предки современных лягушек размером с крокодила и летали огромные стрекозы. Из остатков этих лесов сформировались залежи полезного ископаемого каменного угля.
Есть поверье, что папоротники, цветут в ночь на Ивана Купала (7 июля). Кто это увидит, обязательно найдет клад. Но цветов у папоротника не бывает, а размножается он спорами, созревающими на нижней стороне листа.
Предложите ознакомиться с творчеством художника В. В. Шишкина, просмотрите картину «Папоротник в лесу»
Прочитайте вместе легенду о цветке папоротника:
https://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legenda-o-paporotnike.html
Возможно Вашему ребенку понравиться сказка о папоротнике:
https://lukoshko.net/readers/readar6.shtml
Так же предложите вместе прочитать поэму о папоротнике:
https://slavyanskaya-kultura.ru/literature/poetry/cvetok-paporotnika.html
Папоротник это настоящее «живое ископаемое» растительного мира, облик которого мало изменился со времен динозавров!
Спросите у ребенка, что нового он узнал о папоротнике?
Шаг 7. Одетые в хвою
Начните свой рассказ с того, что деревья называют хвойными, потому, что их листья превратились в узкие иголки, хвою. Большинство хвойных-вечнозеленые деревья. Каждая их хвоинка живет несколько лет, а потом опадает, и на ее месте вырастает новая. Это происходит постепенно, и деревья остаются зелеными и летом, и зимой. Семена у хвойных созревают не в плодах, а в шишках, под защитой крепких деревянистых чешуек.
Спросите у ребенка какие хвойные деревья он знает?
Предложите ему почитать вместе стихи, для этого воспользуйтесь ссылкой:
https://detskiychas.ru/stihi/pro_rasteniya/stihi_pro_sosnu/
Посмотрите вместе сказку:
https://www.youtube.com/watch?v=5MMmxPIvI3Y
Лиственница – единственное хвойное дерево, у которого хвоя осенью желтеет, а потом осыпается золотым дождем. Она не боится холодов и растет там, где другие деревья не могут выжить из-за страшных зимних морозов.
А еще лиственница цветет раз в три года.
https://www.youtube.com/watch?v=nN8_BQihnzc
Шаг 8. Вот так злаки
Злаки –это травы с узкими, длинными листьями. Их мелкие цветки собраны в соцветие колос. Злаки главные растения на безлесных просторах российских степей. Ими может прокормиться множество стадных животных. Домашние коровы и овцы, которые обеспечивают нас мясом и молоком, тоже питаются злаками. Пшеницу, рис, рожь, ячмень, овес, кукурузу выращивают на полях по всему миру. Эти злаки дают нам зерно, из которого варят каши или, перемолов его в муку, пекут хлеб.
Самый пышный вкусный хлеб пекут из белой пшеничной муки. Чтобы он появился на нашем столе, фермерам надо много трудиться: вспахать и засеять поля, собрать урожай, обмолотить колоски, размолоть зерно в муку.
Просмотрите видеоролик «Откуда хлеб пришел» :
https://www.youtube.com/watch?v=afW4ZiBF3Ns
Вспомните пословицы и поговорки:
https://www.youtube.com/watch?v=IPopGoEd3rM
Загадайте загадки про хлеб:
https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html
Шаг 9. Торопливые растения
Некоторые растения живут сотни и даже тысячи лет, а среди трав есть многолетние и однолетние растения. Но существуют травы, которые успевают прорасти из семени, зацвести и дать семена за считанные недели самого благоприятного для них времени года. Такие торопливые растения называют эфемерами, что означает «мимолетные». Встречаются мимолетные травы, у которых все наземные части очень быстро засыхают, но в земле сохраняются до лучших времен сочные луковицы или корневища.
Белые цветки подснежника появляются прямо из-под ноздреватого весеннего снега. Когда зазеленеет трава, подснежник не найти: его листья уже засохли, но луковицы остались спать в земле до следующего года.
Весной, пока почва хранит влагу от растаявшего снега и дождей, наши степи напоминают разноцветный ковер, распускаются тюльпаны, маки. Многие из этих растений украшают наши сады, радуя нас мимолетным, но ярким цветением.
Что бы узнать больше информации о подснежниках, воспользуйтесь ссылкой:
https://www.youtube.com/watch?v=ogGDS5G407E
После просмотра ролика, спросите, что нового и интересного узнал ребенок.
Шаг 10. В воде и у воды
Все водные растения нередко называют водорослями, однако уже известно, что водоросли –это особая древняя группа, а среди обитателей пресных вод немало мхов, папоротников, цветковых растений. Они хорошо освоились на топких берегах рек, озер и прудов, заселили их дно и толщу воды. Например, ряска малая, зеленым ковром затягивающая поверхность прудов, -самое мелкое в мире цветковое растение. Цветет она крохотными цветочками, и случается это очень редко. Ряска так же может быть в аквариумах.
Воспользуйтесь ссылкой: https://www.youtube.com/watch?v=mw1ykD0pT0Q
Наши реки и озера украшает белая кувшинка, которую иногда называют водяной лилией. Она цветет чудесными белоснежными цветками. ЕЕ корневища прячутся в илистом дне, а от них тянутся гибкие черешки с глянцевитыми листьями, плавающими на поверхности воды.
Что бы узнать больше о кувшинке, перейдите по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=zGtfpcjl_ac
Легенда о кувшинке:
https://www.youtube.com/watch?v=vsi3NQ31vWk
Итак, наш маршрут подошел к концу. Надеемся, что он был полезен для вас и ваших детей.